Секреты мастерства. Продолжение

Главная > Клуб «Созвездие» > Секреты мастерства. Продолжение
Секреты мастерства. Продолжение

Презентационный видеоролик Лосевой Елены Вячеславовны,

учителя музыки МАОУ «СОШ №26», лауреата республиканского конкурса «Учитель года Башкортостана - 2011».

Учитель - Солнце!

 

Секреты конкурсной презентации

Каждое конкурсное выступление требует серьёзной подготовки, как в отношении содержания материала, так и в отношении его презентабельности. Мультимедийные ресурсы позволяют углубить содержание доклада, мастер-класса, урока, расширяют возможности информационного пространства, экономят время. Можно продолжать перечислять преимущества медийной презентации, если бы не некоторые НО..., которые могут перечеркнуть всю Вашу гениальную идею. "Думай о тех, для кого предназначена информация на экране", - один из советов Елены Вячеславовны.

Как Вы уже успели заметить - члены клуба открые и щедрые люди.

Елена Лосева раскрывает секреты создания конкурсной презентации.

Скачать презентацию к мастер-классу Лосевой Е.В. (ppt 9.97 МБ)
Автор: Лосева Е.В.
Правила оформления конкурсной презентации (doc 34МБ)
Секреты конкурсной презентации (Теоретический доклад разбит на несколько файлов).
Часть1 (doc 8.27МБ), часть 2 (doc 3.87МБ), часть 3 (doc 14.7МБ).

 

Чему не учат в школе...

Рекомендации к публичному выступлению Юнусовой Светланы Александровны,
заместителя директора МАОУ «СОШ №12»,
абсолютного победителя конкурса «Учитель года Башкортостана – 2008».

 

Говорить для аудитории, говорить с аудиторией, говорить так, чтобы быть услышанным, понятым, а иногда и воспринятым... и многие важные аспекты ораторского искусства отразила в своём выступлении Светлана Александровна.

Cсылки, рекомендованные слушателям семинара Юнусовой С.А.:
http://bagratid.com/
http://www.radislavgandapas.com/

Советы оратору

Восемнадцать способов добиться уверенности при публичном  выступлении

1. Выработайте правильное отношение к своим страхам. Твердо знайте: аудитории редко бывают враждебно настроенными; вам не надо быть красноречивым оратором, чтобы добиться успеха; вы редко выглядите столь нервозным, как перед выступлением, а небольшое количество адреналина не принесет вреда. Помните, что даже самые профессиональные ораторы испытывают волнение, прежде чем подняться на трибуну.

2. Анализируйте свою аудиторию. Чем больше вы узнаете о своей аудитории, тем более уверенно вы себя будете чувствовать.

3. Готовьтесь, готовьтесь, готовьтесь! Чем лучше вы будете знать тему, тем большим знатоком и темы и аудитории вы будете себя считать.

4. Сделайте «успокаивающие» записки. Используйте тот формат, который удобен. Запишите свою «хореографию», чтобы напомнить себе, когда сделать паузу, когда подчеркнуть что-то важное, когда обратиться к аудиовизуальным средствам и т.д.

5. Представьте свой успех. За две недели до своего выступления каждый вечер перед сном представляйте картину своего успеха: аудиторию, взрывающуюся аплодисментами после каждого вашего слова, уверенную улыбку на своем лице, себя, убежденно говорящего.

6. Используйте аудиовизуальные средства, чтобы снять с себя часть напряжения. В том случае, когда вы очень нервничаете, не правда ли было бы неплохо направить эти пронизывающие глаза в иное направление, чтобы немного расслабиться?

7. Практикуйтесь, практикуйтесь, практикуйтесь! Потренируйтесь три или четыре раза до своего выступления, делайте это, пока вы не будете удовлетворены своей речью. Ни в коем случае не тренируйтесь в день своего выступления!

8. Заранее ознакомьтесь с аудиторией, в которой вам предстоит выступить. Это самое лучшее место для того, чтобы попрактиковаться в произнесении своей речи.

9. Расслабьтесь, отдохните и избегайте любого возбуждения. Как можно лучше отдохните ночью перед выступлением; ограничьтесь в употреблении спиртных напитков и кофе.

10. Делайте выступление и заключение своевременно.

11. Обеспечьте нормальную температуру, хорошее освещение и соответствующую вентиляцию. Дремлющая аудитория расстроит ваши планы на успех.

12. Оденьтесь так, чтобы ваш костюм способствовал успеху. Наденьте то, что вам очень идет.

13. Расходуйте энергию до выступления. Сделайте что-нибудь энергичное прямо перед тем, как отправиться на выступление. Постарайтесь прогуляться или подняться по ступенькам дома.

14. Установите визуальный контакт с несколькими дружелюбными лицами. Защитите себя взглядами людей, которых вы знаете или тех, кто невербально выражает свою поддержку.

15. Говорите громко, чтобы разогнать тревогу. Это поможет вам освободиться от нервозности.

16. Используйте свое остроумие, а не заготовленные шутки, которые могут и не сработать. Не забывайте, что вы являетесь наиболее простым объектом для спонтанного смеха, поэтому, если вы запланировали шутку, то будьте уверены, что в ней нет ни этнического, ни сексуального намека — лучше не шутить, чем оскорбить.

17. Постарайтесь не допускать ошибок. Не пугайтесь, если допустите их, большинство слушателей вряд ли даже обратят на них внимание. А извинения только ослабят ваши позиции.

18. Не держите себя слишком серьезно. Естественно, что вы хотите произнести хорошую речь, но не преувеличивайте значение своего выступления. Для других ваше выступление не кажется выдающимся событием, как для вас. Кроме того, если вы будете слишком заумным, то вряд ли ваша аудитория запомнит, что вы так долго говорили, как бы вам этого не хотелось. Научитесь смеяться над своими промахами.

Семь способов, чтобы улучшить ваш голос

1. Запишите свой голос на магнитофон. Прослушайте его. Поэкспериментируйте с разными тонами, высотами, ударениями, скоростью, силой и дикцией. Сила звука является особенно важным компонентом, с которым необходимо попрактиковаться; посчитайте от одного до пяти, повышая и снижая громкость до тех пор, пока вы не приобретете способность к вариациям.

2. Попытайтесь говорить со скоростью 120 слов в минуту. Это средняя скорость для речи. Попросите коллег проконтролировать вас.

3. Произносите слова отчетливо. Выучите скороговорки. Сконцентрируйте усилия на том, чтобы произносить конечный согласный звук каждого слова.

4. Подчеркивайте ключевые слова и идеи своим голосом. «Вбивайте» тс важные идеи, которые вам бы хотелось, чтобы запомнила аудитория.

5. Используйте голос, чтобы создать контраст. Высокий и низкий, громкий и тихий, возбужденный и погасший.

6. Практикуйтесь говорить из глубины диафрагмы. Не говорите через нос. Пытайтесь создать вибрацию в своих голосовых связках.

7. Заботьтесь о своем голосе. Больной или усталый голос нуждается в корректировке — выпейте горячую воду маленькими глоточками или пожуйте изюм.

Одиннадцать советов, как написать и прочитать подготовленную речь

1. Пишите так, как вы говорите, а не как пишите.

2. Составьте каждый абзац из трех-пяти предложений. Если абзацы будут длиннее, вы можете потерять то место, на котором остановились.

3. При написании используйте чаще глаголы в активной форме, чем в пассивной. Активная форма глаголов является более мощной и решительной по сравнению с пассивной.

4. Количество слов в предложении не должно превышать двадцати. Аудитории будет трудно поспевать за вами, если предложения будут более длинными.

5. При выступлении чаще используйте первое и второе лицо местоимений, а не третье. Большинство ваших заявлений должны начинаться с: «я», «вы», «мы», «нам». «Он», «она», «они» и «их» — безличные местоимения, и они могут придать вашей речи тон лекции.

6. Напечатайте речь аккуратно и ясно. Печатайте через два интервала внутри текста и через три между абзацами.

7. Подчеркните те слова или фразы, которым необходимо придать особое значение.

8. Напишите слово «ПАУЗА» рядом с теми пунктами, где нужно сделать драматическую паузу.

9. Оставьте справа и слева широкие поля. Сделайте пометки об использовании аудиовизуальных и других средств.

10. Попрактикуйтесь в чтении речи. Вы должны научиться произносить ее при минимальном использовании написанного текста.

11. Читайте так, как вы говорите, а не так, как читаете.

Семь способов организации выступления

1. Хронологический способ. Расположите свои идеи в хронологической последовательности: «В прошлом мы делали А, теперь Б, но вскоре мы будем способны делать В».

2. Тематический способ. Сгруппируйте идеи согласно основным логическим подразделам своего выступления и ответьте на вопросы: кто, что, где, когда, как и почему. Такой способ является примером простой, логической и тематической структуры выступления.

3. Пространственный способ. Используйте эту структуру, чтобы выразить идеи, в которых размещение чего-либо имеет первостепенное значение: «Три возможные места для расположения наших новых филиалов…»

4. Способ выделения решающей проблемы. Определите природу проблемы, обозначьте ее причины, а затем предложите ее решение.

5. Причинно-следственный способ. Представьте в деталях причины данных условий или ситуаций и опишите их основные последствия или эффекты.

6. Способ сравнительной оценки выгоды. Покажите, что предложенная вами программа принесет большую выгоду по сравнению с другими.

7. Способ удовлетворения. Опишите потребности данной аудитории, а затем приступайте к объяснению того, как их удовлетворить.

Двенадцать способов взволновать своих слушателей

1. Выберите ту тему, которая волнует вас. Измените порученный вам доклад так, чтобы он вызвал в вас бурю эмоций.

2. Хорошо выспитесь.

3. Не ешьте тяжелой пищи перед выступлением.

4. Познакомьтесь с помещением и аудиторией. Тогда вы сможете заниматься только своим выступлением.

5. Расскажите кому-нибудь перед выступлением о том, как вы возбуждены.

6. Не отклоняйтесь от скорости 120 слов в минуту, только если не захотите произвести эффект. Эта скорость является средней для произнесения речи; лучшие ораторы говорят со скоростью 200 слов в минуту. Если вы снизите темп ниже 120 слов в минуту, ваши слушатели начнут гадать, что произошло.

7. Используйте голос для воздействия. Чтобы удержать интерес своих слушателей, меняйте громкость, скорость, высоту и ударения. Понижайте голос, чтобы подчеркнуть последние слова.

8. Выучите свое выступление настолько хорошо, чтобы произносить его и смотреть прямо на аудиторию. Говорите убежденно, энергично, захватите аудиторию в плен своими глазами.

9. Используйте микрофон только в случае необходимости. В комнате с хорошей акустикой и аудиторией, не превышающей пятидесяти человек, лучше говорить без микрофона. Намного удобнее, если есть возможность переносить или прикрепить микрофон к одежде, чем стоять перед слушателями на одном месте.

10. Используйте микрофон должным образом. Не прикасайтесь к нему после того, как вы начали говорить. Не отворачивайтесь и не отступайте от него без повышения голоса. Если вы хотите привлечь внимание аудитории к какому-то пункту, придвиньтесь к микрофону и говорите более низким и тихим голосом.

11. Не стойте на месте, подходите к своим слушателям. Как только вы покинете лекторское место и встанете у передних рядов кресел, аудитория почувствует, что между вами и ней существует какая-то связь.

12. Показывайте свое воодушевление с помощью движений, жестов и разных поз. Говорите с личностями, а не с аудиторией.

По материалам сайта www.elitarium.ru

 

Мастерство+талант+идея=успешный мастер-класс

 

Инициатива, желание и стремление педагога-мастера представить свой опыт в этой организационно-педагогической форме сторицей окупится возможностью получить так необходимый всякому истинному профессионалу материал для творческих размышлений, для дальнейшего последовательного выстраивания своего поступательного движения к высотам истинного воспитательно-образовательного профессионализма, активного восхождения по пути непрерывного профессионального роста и самосовершенствования.

Материалы для подготовки к мастер-классу. Автор: Н.Е. Омелько

Master-klass.zip (размер: 3,5 МБ)

Как подготовить мастер-класс

1

Выберите тему мастер-класса. Постарайтесь сформулировать ее так, чтобы не учить людей изобретать велосипед. Даже если ваш мастер-класс будет рассчитан на новичков в какой-то сфере и будет содержать азы по выбранной теме, попробуйте найти нестандартный ход или альтернативные точки зрения.

2

Не беритесь за ту область знаний, в которой вы не чувствуете себя уверенно. Прежде чем о чем-то рассказать людям, самостоятельно разберитесь в вопросе. Только после того, как вы овладеете (пусть не в совершенстве, но хотя бы уверенно) каким-либо мастерством, стоит обращаться к аудитории.

3

Выбрав тему, соберите максимум информации по ней. Даже если вы уже много лет делаете глиняные игрушки и уверены, что можете научить этому и без книжек, поинтересуйтесь теоретической стороной вопроса. Вполне вероятно, что вы узнаете что-то новое и не попадете впросак, не зная что ответить на неожиданный вопрос вашего ученика.

4

Подведите итоги собственной практики в выбранной сфере. Подумайте, что является главным в этом деле, о чем вы сами хотели бы узнать тогда, когда только начинали им заниматься, какая информация помогла бы в самом начале пути.

5

Узнайте, в каких знаниях нуждается ваша потенциальная аудитория. Введите запрос по вашей теме в поисковую систему и почитайте, какие вопросы чащ всего задают люди на форумах и сайтах. Учитывая потребности людей, вы получите большую аудиторию.

6

Основываясь на собранных сведениях, составьте структуру вашего занятия. Распишите его по пунктам и обозначьте примерное время, которое необходимо для выполнения каждого шага. Оставьте запас времени для непредвиденных обстоятельств и отступлений от темы.

7

Подготовьте наглядный материал. Это могут быть готовые образцы работ и иллюстрации, а также книги и пособия, которые могут понадобиться новичкам. Подумайте, стоит ли брать с собой на занятие расходные материалы для забывчивых участников мастер-класса или стоит предупредить, чтобы материалы ученики принесли с собой.

8

Напишите примерный текст, который вы будете произносить. Безусловно, зазубривать его не нужно, а вот произнести несколько раз перед зеркалом или перед друзьями можно – это позволит вам чувствовать себя увереннее и услышать возможные ошибки в структуре и содержании выступления. Главные тезисы запишите не листочек и возьмите с собой.

Как провести мастер-класс

1

Определите тему мастер-класса. Тема должна отражать проблему, над которой вы работаете. Ваши слушатели должны заранее знать, что вы им покажете. В принципе, тема мастер-класса для учителей может быть любой – прогрессивная методика преподавания, нетрадиционные педагогические приемы, современный подход к личности учащегося и подаче нового материала, необычное применение технических средств обучения.

2

Задайте себе вопрос, какого результата вы хотите добиться. Если вы проводите мастер-класс с использованием детского коллектива, поставьте перед собой две основные цели – что должны узнать взрослые и что получат дети в результате этого урока. Целей для каждой аудитории может быть и несколько. Например, взрослые, посмотрев открытый урок, должны понять, какие средства вы используете, в чем новизна того или иного педагогического приема, как теоретические разработки, которыми пользуются все взрослые, которые придут на занятие, можно использовать в преподавании конкретного предмета.

3

Продумайте форму, в которой вы будете проводить свой мастер-класс. Это может быть урок как на наиболее продвинутом классе, так и на взрослой аудитории. Если вы даете мастер-класс, например, по применению технических средств обучения или по новой системе организации школьного пространства – продумайте, какие виды занятий с детьми наиболее наглядно проиллюстрируют вашу тему. Если вы хотите научить педагогов необычным способам оформления класса, это можно сделать и без привлечения детского коллектива. Подготовьте выставку, сделайте несколько пособий, которые бы демонстрировали процесс на разных его стадиях. Это может быть компьютерная презентация или видеофильм.

4

Позаботьтесь о наглядных пособиях. Они должны быть и для детского коллектива, и для взрослых. Пособия для детей – самые обычные, которыми вы бы пользовались на уроке по данной теме без всякого мастер-класса. Пособия для взрослых должны иллюстрировать основные направления вашей работы, наиболее важные пункты методики и самые характерные этапы.

5

Подумайте, каким приемом вы сможете заинтересовать аудиторию. Тема и способы подачи должны быть не только актуальными, но и основываться на лучших качествах вашей личности, равно как и опираться на интересы и мотивацию вашей аудитории. Постройте план мастер-класса так, чтобы можно было показать и результат того, чего вы уже добились (обычно это первая часть урока, когда учащиеся демонстрируют свои знания), так и интересно дать новый материал. Помните, что современная педагогика допускает массу интересных приемов, от исторической или игровой презентации до компьютерного моделирования и создания виртуальной реальности. Не ограничивайте себя в приемах. Чем более яркими и неожиданными они будут, тем скорее вы добьетесь поставленной цели. Однако урок должен быть не только новаторским, но и в первую очередь методически грамотным. Вы должны уметь объяснить, зачем вы применяете именно этот прием.

6

Очень большую роль играет общая культура педагога и стиль его общения с аудиторией. За несколько дней подготовки, конечно, всю мировую культуру не освоить. Но если слово «культура» для вас что-то значит – особых проблем с подготовкой у вас не будет. Стиль общения должен отвечать поставленным задачам и особенностям аудитории. Чем свободнее вы будете себя чувствовать – тем лучше, но свобода не должна переходить в развязность.

7

Не волнуйтесь. К вам придут ваши коллеги, которые очень хотят научиться тому, что уже умеете вы. И ваша задача – дать им общее направление. После мастер-класса вам непременно зададут вопросы. Будьте готовы на них ответить.

На мастер-классе Людмилы Николаевны Финагиной,

учителя физики МАОУ «СОШ №21», финалиста республиканского конкурса «Учитель года Башкортостана - 2012»

Лирики
Им бы помечтать, порассуждать, поразглагольствовать...
Физики
На слово не верят, любая гипотеза подвергается сомнению, проверке, исследованию, иногда на себе
Лирики мечтают о космических скоростях Физики надеются на силу науки и...  показания приборов

 

Но как лирично Людмила Николаевна рассказывает об электромагнитах!


Вернуться к началу документа

Вы можете сохранить статью и поделиться с друзьями:





Комментарий
Гульнара

Ответ #1 дата : 19-12-2012, 23:31:32
Большое спасибо. очень полезная и нужная информация.