Секреты мастерства

Главная > Клуб «Созвездие» > Секреты мастерства
Секреты мастерства

Про конкурс

                                           Не в том суть жизни, что в ней есть,  
                                           Но в вере в то, что в ней должно быть.
                                                                  Иосиф Бродский

 

Если Вы оказались на этой страничке сайта, то некоторым образом становитесь причастным к конкурсу «Учитель года». Подозреваю, что улыбнётесь, засомневаетесь, возможно, будете отрицать своё скорое участие в подобном событии! Так или иначе, равнодушным к конкурсу оставаться трудно.

Скепсис и пессимизм проходят, когда попадаешь в конкурсную гонку, стремительную, захватывающую. Здесь и неожиданные виражи, и жёсткая конкуренция, свои интриги, смена лидеров. Ты, как спортсмен, долго готовишься, идёшь к конкурсу. Испытания такие разные, порой осложнены форс-мажорными обстоятельствами. Как распределить силы, чтобы дойти до финиша и не устать? Я не говорю победить, потому что такой цели никогда не преследовала. Главное выступить достойно, а там уже не важно, достойно победить или достойно проиграть, что гораздо труднее первого.

Что изменил конкурс в моей жизни? Вселил уверенность в собственные силы, расширил границы дружеского общения, добавил в палитру бытия яркие краски. А ещё много планов и начинаний, перемен в своей системе работы.

Друзья! Конкурс, как наша жизнь, разный: чаще светлый, местами и не очень, важно, пожалуй, чтобы была вера, что в нашей жизни и в нашем конкурсе есть смысл и этот смысл высок и прекрасен.

Мы работаем для Вас!

На страничках сайта мы рассказываем о семинарах и творческих площадках, интересных встречах и гостях клуба. Если Вы намерены серьёзно войти в конкурсное движение, то предлагаем виртуальную экскурсию, во время которой произойдёт знакомство с творчеством конкурсантов, Вы сможете получить методические рекомендации, дружеские советы, и, надеемся, много положительных эмоций от общения с нам - членами клуба "Созвездие".

Итак, в путь...

Вместе мы сила! (Читайте, знакомьтесь. Мы работаем для Вас!)

И опыт, сын ошибок трудных... (Наш первый сборник)

Мастерская участников конкурса "Педагог года"

Второй день работы мастерской "Педагог года" (Уникальные материалы конкурсантов г.Стерлитамак)

Про третий семинар клуба "Созвездие"

И вновь 18 октября 2012 года гостеприимно распахнула двери Гимназия № 2 г.Стерлитамак, встречая будущих участников профессионального муниципального конкурса "Педагог года - 2013". Уже в третий раз на практическом семинаре встретились победители и лауреаты городского, Республиканского и Всероссийского конкурса "Учитель года" с будущими конкурсантами в преддверии конкурсных испытаний.

Гостей семинара приветствует                           заместитель директора Гимназии № 2                  Смольникова Ирина Альбертовна

О конкурсе "Педагог года", условиях участия, этапах конкурсных соревнований рассказала Берлизова Рашида Ядгаровна, директор Информационно-методического центра г.Стерлитамак

Какие же задания должен принять и выполнить каждый участник конкурса?

(Примерный порядок муниципального конкурса "Педагог года")

1 тур (заочный)

−       Презентационный видеоролик, где конкурсант - это личность, талантливый человек, многранный и профессиональный учитель и классный руководитель, великолепный семьянин, кулинар, рыбак или, скажем, цветовод... Уместно всё, главное - вмеру, красиво, лаконично (Вы должны уложиться в 5 минут), со вкусом подано;

−      папка-портфолио, где будут помещены документы (заявление участника, где Вы оговорите предмет и класс, в котором предпочитаете дать урок и другие документы в соответствии с положением), а так же документы, характеризующие Ваши профессиональные успехи.

2 тур

−       «Инновационный педагогический проект» (10 минут и время на возможные вопросы жюри) - доклад, в котором Вы отразите свою педагогискую концепцию, её результативность;

−       «Учебное занятие» – проведение учебного занятия (30 минут) в незнакомом классе в соответствии с прохождением программы в образовательном учреждении – конкурсной площадке в период конкурса с последующим самоанализом (10 минут). Конкурсант заблаговременно сообщает, в каком классе он будет проводить занятие и какое оборудование ему требуется (напоминаю, в заявлении);

−       «Разговор с учащимися» − 20 мин. темы (5-7) будут объявлены непосредственно перед конкурсом; учащиеся на перемене перед конкурсным выступлением озвучат тему, определившуюся по жребию.

−       «Беседа с родителями» (возможное испытание) − 20 мин. темы (5-7) будут объявлены непосредственно перед конкурсом; родители на перемене перед конкурсным выступлением озвучивают тему, определившуюся по жребию)

По итогам этого тура определяются 15 "счастливчиков", которые продолжают соревнования во 2-м  туре.

3 тур

−      «Мастер-класс» (25 минут) Очерёдность выступлений определяется жеребьёвкой. 

−      «Открытая дискуссия (дебаты)» (5-15 минут для группы в зависимости от формата испытания) Проводится ведущим в группах ограниченного состава, сформированных по жребию. По жребию определяются темы дискуссий для каждой группы. Выступления персонально каждого участника оценивает жюри.

В результате конкурсных испытаний жюри определяет Победителя Конкурса и победителей в номинациях.

Для успешного прохождения описанных этапов требуется педагогическое мастерство, социальная зрелость и (что очень важно!) психологическая устойчивость.

Успешность выступления в конкурсе  определяет (наряду с высоким уровнем педагогического профессионализма): высокий уровень общей культуры, гражданская и социальная зрелость, интеллигентность, ответственность, открытость, бескорыстие, дружелюбие, скромность и др. Умение принимать неожиданные, неординарные профессиональные решения, быть самим собой и еще нечто такое, что сразу и безоговорочно заставляет нас полюбить этого человека.

Рекомендации участнику конкурса от Пахомовой Елены Михайловны, заведующей кабинетом педагогического опыта АПК и ППРО

Использованы материалы сайта http://ru-teacher.ru/ 


Презентация инновационного педагогического проекта

Рекомендации по подготовке Инновационного педагогического проекта от Елены Николаевны Мельниковой, учителя русского языка и литературы МАОУ "Гимназия № 2",

Заслуженного учителя Республики Башкортостан, финалиста республиканского конкурса "Учитель года русского языка и литературы Башкортостна - 2009", президента клуба учителей "Созвездие"

Педагогический проект – это индивидуальная (или коллективная) авторская разработка в области образования, направленная на изменение каких-либо его звеньев с определенными требованиями к эффективности учебно-воспитательного процесса.

Каждому конкурсанту предстоит выступить с презентацией инновационного педагогического проекта – это процедура его публичного представления.  Проводится она в форме публичного доклада с использованием мультимедийных средств, сопровождается показом слайдов.

Логика построения публичного доклада обычно такова:

  1. Формулировка темы инновационного проекта. Обоснование ее актуальности и практической значимости (анализ образовательной ситуации по теме, изучение литературы и собственный опыт).
  2. Выделение педагогических, методических противоречий. Что педагога не устраивает в образовательном пространстве в целом, в учебном или воспитательном процессе в школе, в преподаваемом предмете. На решение какого противоречия направлены инновационные действия (изменения).
  3. Постановка  проблемы.
  4. Определение целей и задач.
  5. Основные идеи, на которые педагог будет опираться в своей деятельности.
  6. Ожидаемые результаты, параметры оценки, их показатели, диагностика.
  7. Участники проектной деятельности (учитель-ученик-родитель).
  8. Сроки исполнения проекта (краткосрочные, долгосрочные).
  9. Этапы реализации, проекта.

Участники семинара-практикума

Выступление Власовой Ларисы Евгеньевны, учителя математики МАОУ «СОШ №33», лауреата конкурса «Учитель года Башкортостана – 2012» с презентацией инновационного проекта по теме: "Реализация гендерно-ориентированного подхода при изучении математики на основной ступени общеобразовательной школы" На уроке русского языка учителя начальных классов Шафеевой Ильгизы Явдатовны, учителя начальных классов МАОУ «Гимназия №2», финалиста городского конкурса «Педагог года 2012»

 

 

Чекмарева Галина Николаевна,

учитель истории МАОУ «СОЩ №24»,

финалист конкурса «Учитель года Башкортостана – 2011»

провела урок истории в 6 классе по теме:

"Арабский халифат. Ислам"

 

Презентация к уроку

Дидактический материал к уроку

 

 

 

 

 

 Как подготовить урок на конкурс «Учитель года»?

Мастерская Елены Николаевны Мельниковой

Объяснить, как победить на конкурсе, невозможно. Можно лишь подсказать, как НЕ надо себя вести, на что НУЖНО обратить внимание, КТО в состоянии помочь, поддержать и в КАКОМ направлении плыть, чтобы добраться до финиша. Советы участников конкурса как кулинарные рецепты. Но тот же  самый пирог, даже если в книге четко написано, сколько надо положить муки и соли, у разных хозяек получается абсолютно по-разному.

Каковы же общие требования к учебному занятию?

1. Глубокое знание своего предмета.

2. Грамотное, в соответствии с целями и задачами урока, использование современных или традиционных способов передачи знаний.

3. Коммуникативные способности, актерское и ораторское мастерство.

4. Умение достигать результат в любой ситуации при любом уровне подготовленности детей.

 Важная составляющая подготовки – многовариантность. Подготовить нужно несколько вариантов урока, выступлений.

 Не надеяться на свою память. Подсказки, «напоминалки», шпаргалки помогут ско

Как же  готовиться к  конкурсу?  

Спросите себя: «Мне это надо?» Я лично на этот вопрос отвечаю: «Надо». С тремя восклицательными знаками и заглавными буквами. Затем нужно найти положение о конкурсе и внимательно его изучить. После чего отложите документ и сделайте поправку: оценивать вас будут не за всю вашу педагогическую деятельность, а именно за выступление на конкурсе. А это значит, что с вами, к сожалению, вполне может приключиться такая история: если уроки в один день и класс, например, 10, то и тема урока будет одна и та же.

Что касается конкурсного урока. Не переживайте: вам «дадут» самых лучших детей.

Они будут бояться за вас больше, чем вы сами. Они будут вытягивать вас из любых педагогических «черных дыр», в которые вы только умудритесь попасть. Они будут полностью на вашей стороне!

Только не давайте урок вразрез с вашим педагогическим опытом. Выстраивайте конкурс в одну смысловую линейку. Чтобы можно было на «опыте» познакомиться с вашей работой, на уроке – увидеть ее, на мастер-классе – научиться работать, как вы, а на лекции – задуматься о той же самой работе.

Сделайте так, чтобы запомнили вас. Что вас выгодно отличает от общего числа конкурсантов? Это и нужно взять на вооружение! Вспомните, что на конкурсе все участники – мастера своего дела, все – победители национального проекта «Образование», все готовят прекрасных «олимпиадников». «Брать» нужно чем-то другим.

Главное в  педагогических состязаниях – учитель должен показать не обилие методических приемов, не разнообразное использование технических средств обучения и компьютерных технологий, а самого себя, свой индивидуальный педагогический почерк и своих учеников, способных думать, рассуждать, увлекаться идеями и искать вместе с учителем истину. Живой диалог на уроке, несущий значительную смысловую нагрузку, имеет огромную духовную ценность.

Учитель, претендующий на титул победителя, должен быть не просто отличным предметником с энциклопедическими знаниями, не только владеть самыми современными методиками и способностями передавать свой опыт, но и быть яркой личностью, умеющей убеждать и вести за собой.

 Как подготовить конкурсный урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей интерес, подлинную увлечённость, формировало их творческое сознание?

1. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:

- чётко определить и сформулировать для себя его тему;

- определить место темы в учебном курсе;

- определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно; и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала урока, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок сквозь призму перспективы своей деятельности (конкурсный урок – это урок по программе, после урока конкурсанта учитель не должен дублировать пройденный материал).

2. Определить и чётко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока – зачем он вообще нужен? В связи с этим надо определить функции урока.

3. Спланировать учебный материал урока. Для этого надо:

- подобрать литературу по теме, отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

- подобрать учебные задания, целью которых является:

- узнавание нового материала;

- воспроизведение;

- применение знаний в знакомой ситуации;

- применение знаний в незнакомой ситуации;

- творческий подход к знаниям.

Упорядочить задания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Составить три набора заданий:

- задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

- задания, способствующие осмыслению материала учеником;

- задания, способствующие закреплению материала учеником.

4. Продумать «изюминку» урока.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников – одним словом, то, что они будут помнить, когда всё забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже изученному и пр.

5. Сгруппировать отобранный учебный материал.

 Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.

Главное при группировке материала – умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

6. Спланировать контроль деятельности учащихся на уроке, для чего надо подумать:

- что контролировать;

- как контролировать;

- как использовать результаты контроля.

При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать учащимся подлинный интерес к их работе.

К оцениванию работы учеников на уроке следует отнестись не формально. Фраза «Все молодцы, всем «5» недопустима. Отметки необходимо комментировать. Можно предложить самим оценить себя, например, использовать смайлики.

7. Подготовить оборудование для урока.

Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов, технических средств обучения. Проверить, всё ли работает. Продумать вид классной доски так, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта. Качество презентации.

8. Продумать задания на дом: его содержательную часть, а также рекомендации по его выполнению.

Главный критерий качества конкурсного  урока – не зрелищность, не применение разнообразных видов работы, не безмерный артистизм учителя, а обученность учащихся, достижение целей урока. Культура учителя, его интеллектуальный и нравственный облик являются одним из главных условий эффективности урока.

Не бойтесь. Не стесняйтесь. Спрашивайте. Любой педагог, прошедший конкурс, не откажет. Более того, он с огромной радостью восстановит в памяти то, что ему дорого. У бывшего конкурсанта, как правило, огромное количество информационных и практических материалов, открытых уроков, лекций. И самое главное - несмотря на тяжелый конкурсный «постсиндром возвращения» в свой коллектив и вообще в себя, он еще наполнен силой и способен вам ее передать как эстафетную палочку.

Секреты подготовки конкурсного урока и его самоанализ от Е.С. Кузьминой

Схема самоанализа урока от Е.Н. Мельниковой

В следующей статье пойдёт разговор ос секретах создания конкурсной презентации, правилах публичного выступления, мастер-класс о мастер-классе, и ещё много интересного.

Секреты мастерства. Продолжение


Вернуться к началу документа

Вы можете сохранить статью и поделиться с друзьями:





Комментарий
elena

Ответ #6 дата : 27-01-2014, 22:05:28
Представьтесь. Напишите на эл. почту.

Комментарий
Anonymous

Ответ #5 дата : 27-01-2014, 14:22:00
по каким критериям оценивается папка?сейчас работаю над папкой

Комментарий
Татьяна Николаевна

Ответ #4 дата : 21-12-2013, 22:09:39
Спасибо огромное от тех, кому это всё предстоит. Мне страшно, но одновременно хочется всё это попробовать. Ваши советы очень кстати!

Комментарий
elena

Ответ #3 дата : 22-10-2012, 00:58:07
Мы рады, если были Вам полезны!

Комментарий
Татьяна

Ответ #2 дата : 21-10-2012, 22:39:33
Елена Сергеевна!!! большое спасибо - очень полезная информация!!!

Комментарий
Елена Мельникова

Ответ #1 дата : 21-10-2012, 21:31:54
Елена Сергеевна! Вы молодец! Так красиво, тонко, глубоко о работе нашего клуба! Читаю, и появляется мысль: а не поучаствовать ли нам всем снова в конкурсе? Вы как?