С учителем первоклассника. Беседа вторая
ЗНАКОМСТВО
У меня перед глазами страшная, жалкая и одновременно комичная картинка - я насмотрелась таких за свою жизнь. 1 сентября. Вот в классе сидят живые дети. А вот учительница, которая с первых же минут только и думает о том, как бы навести дисциплину, чтобы дети её забоялись и слушались. И она, как заядлая дрессировщица, уже успела несколько раз поднять детей и усадить, чтобы показать им, как это надо делать тихо. Голос у учительницы строгий, самый громкий в классе. И уже многие дети замерли, как мышки. А она хищной кошкой ходит по рядам, внушая, как надо себя вести в школе! Обязательно скажет, что, разговаривая с учителем, то есть с ней, надо встать. А если хочешь спросить (опять же её, потому что никого, кроме неё, она спрашивать не разрешает), то надо поднять руку...
Чур меня, чур...
А ВОТ И ОН!
А вот и он - день встречи, праздник знаний 1 сентября! Для кого он счастливый? Пока для всех. Уже стоя у школы, мы вглядываемся в лица друг друга. Мы верим в то, что мы друзья друг для друга. Хорошо бы в этом не разочароваться в первый же день. Одни дети серьёзны, другие задумчивы, третьи радостны, а иные только что не плачут. Но сейчас все сдерживаются. Каждый из детей в душе так хочет понравиться своей учительнице. И каждый думает о себе, что он хороший!
Да и мы, учителя, в душе думаем о себе то же самое: «Я хороший учитель». А хорошие люди, встречаясь, ждут приятных разговоров о себе, друзьях и делах, которые были и которые будут.
ВСЕХ И ВСЕМ ВИДНО
Отзвучали речи. Звенит звонок! И вот вы ведёте своих малышей в класс. Мне очень любопытно, что же вы там для них приготовили? Ведь фантазия каждого из вас оригинальна и неповторима, независимо от возраста и стажа.
Но вот вы открываете дверь класса... Интересно, как у вас стоят парты? Неужели, как всегда и у всех - в три ряда? Жаль. Выходит, ваши дети будут видеть только вас и спины других детей.
А зачем вас приучили к такому строю, знаете? «Чтобы дети не отвлекались», - уверенно отвечаете вы. Но давайте вспомним, что мы хотим познакомиться! В моём классе для первого дня парты стоят полукругом по контуру комнаты вдоль стен так, чтобы было видно всех и всем. И естественно, я не буду рассаживать детей самолично. Они, войдя в класс, по моему предложению сами сядут там, где им захочется и с тем, с кем хотят. Ведь не только они узнают меня, но и я узнаю их содружественные компании. Тех, кто не выбрал места, посадите сами.
И прошу вас, не складывайте руки детей на парте, а ноги -вместе и ровно под партой. Пусть пока сядут, кто как сядет. Право же, нам ещё понадобится живой ребёнок, а не «сидячий мальчик».
Да, и хорошо бы узнать, кто из них какой! Мы знакомимся. Всё упорядочить ещё успеем. Будем заботиться о том, как бы не угробить что-нибудь невзначай.
ИМЕНА И ВЕЩИ
Вы уже представились детям, а теперь пусть они представят себя и своих друзей. Право же, при этом совсем не обязательно вставать. Когда же полукруг имён пройден, можно узнать, кто кого запомнил.
Только теперь, когда люди узнали имена друг друга, займёмся вещами. Страшно интересно, что же там у кого в портфеле- ранце? Ну вот, дошло время и до порядка: где место ручке, где - книге, где - тетради, как открывается портфель. Пусть друг другу помогают, если у кого что-то не открывается. Даже в этот момент вряд ли будет шумно, ещё не пришло время поссориться. Но если все-таки кто-то недоволен своим местом, тихо переведите его за руку в другое, новое, ему удобное.
Но вот дошло дело и до остальных вещей, которые таятся в детских портфелях. Дети показывают друг другу, что у них есть интересного. Нет сил сдержаться! (Это я не о нас, не об учителях.) Давайте дадим детям время наговориться, предупредив, что осталось, например, три минуты.
Три минуты прошло, пора детям уйти со своих мест в середину класса.
Самое время проводить физкультминутку. Ведь дети устали, сами об этом не подозревая.
ЖИВЫЕ ПЕРЕМЕНЫ
Многие учителя почему-то считают физкультминутку бесполезным времяпрепровождением. Приглашаю в свой класс.
Мои уроки вначале больше похожи на гуляния и на живые перемены. В чём дело? А в том, что детям шести-семи лет статичные позы вредны. Они могут что-то узнавать, меняя одно занятие на другое. Это и есть перемены.
В первые дни важно сохранить манеру общения садовскую и домашнюю, чтобы люди могли обращаться друг к другу по поводу своих занятий. Не менее важно смотреть на работы другого человека, учиться друг у друга.
Разумеется, я тоже дам детям время на исследование парты. Даже на похвальбу своими вещами. Всё равно они это сделают и узнают, какая ручка, линейка или пенал у соседа. Ну и зачем с этим тянуть? Пусть потрогают! Но зато не будут весь урок только этого ждать. В этом тоже урок.
КТО ЧТО ЗНАЕТ
В следующей беседе я хотела бы поговорить о том, чем занимать ребят и как мы узнаем, что они умеют сами. Прежде чем учить, неплохо бы понять, что знает каждый из них к этому времени.
Я резко отрицательно отношусь к тестовым опросам при приёме в школу. Все знают, что многие школы отбирают детей в лицейские и гимназические классы, проводя экзамены. (Боюсь, что скоро экзамены будут проводить и при приёме в детские сады!) Как правило, эти опросы ничего не выясняют. Застенчивые ребята замыкаются. Некоторые домашние хитренькие дети, зная правильный ответ (то есть тот, который взрослый готов признать за правильный) специально отвечают по-своему. Ответ не засчитывается. А жаль! В любой науке необычность ответа ведёт к открытию. Неплохо бы и нам, учителям, привыкнуть к неожиданности для себя. До встречи!
Мы вглядываемся в лица друг друга. Мы верим в то, что мы друзья друг для друга.
Хорошо бы в этом не разочароваться в первый же день.
Лилия Константиновна Филякина

Вы можете сохранить статью и поделиться с друзьями: | |||
В Мой Мир | Tweet |