Беседы с учителем. ТЕРПЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ И ЕЩЁ РАЗ ТЕРПЕНИЕ
Беседа четвёртая
Слово «терпение» я написала три раза. И неспроста! Участников обучения ведь трое: учитель - ученик - родитель. Самым же терпеливым и самым потерпевшим, как ни странно, оказывается ученик...
За всю свою жизнь мне пришлось посетить множество уроков. Нередко приходилось видеть, что учитель стоит в классе, как на эшафоте. Он всеми силами сдерживается, чтобы не показать, как ему трудно. После урока он жалуется коллегам: «Я так здорово приготовилась, а они...».
И вот такое терпение и такую сдержанность окружающие часто принимают за педагогическое мастерство. Особенно ярко это проявляется в семейных взаимоотношениях.
СЕМЕЙНЫЙ ЗАВТРАК
Дети в школу приходят разные. В каждом классе есть свои так называемые трудные дети. И это не всегда дети из неблагополучных семей. Сегодня родители по многим причинам не уделяют воспитанию ребёнка должного внимания. В доме царит атмосфера развязного поведения. Дети не на улице, а уже дома научаются давать резкий отпор любому проявлению внимания со стороны старших. Это воспринимается как норма поведения - грубые, порой злобные слова принимаются почти за шутку:
- Что ты ешь, как свинья! (Папа)
- Сам ты хрюк. (Дочка)
- Я тебе сейчас как заеду в глаз.
- А я тебе - в ухо.
- Смотри, подвешу тебя за ноги и буду выковыривать твои глазки.
- А я тебя защипаю до смерти.
Это они не ругаются. Это у них манера такая - дочь и отец беседуют во время завтрака.
Не менее пошлые разговоры в таком семействе и между детьми. Конечно, эта приблатнённость и жутковатость бесед является результатом телевизионных ужастиков. В семействе Симпсонов только так и беседуют.
«СВИНЬЯ ДУРНАЯ»
После семейного завтрака такие вот «отвязные» детки идут в школу. И никто их не учит иному обращению. Значит, это наша с вами, учительская, забота. А пока как же это принимать? Вот и подходящий случай из одного первого класса.
Учительница рассказывает о сказке. Перед ней сидит мальчик Миша и что-то рисует. Он увлечён своим делом. Неожиданно Миша начинает довольно громко напевать: «Свинь-я дурна-ая...»
Учительница как бы не замечает этого. Зато в классе устанавливается напряжённая тишина. Учительница монотонным голосом продолжает говорить о сказке.
Но вот Мишу поддержал Серёжа, и теперь уже двое поют: «Свинь-я дурна-ая...». А вот к ним Андрей присоединился. Поют уже втроём. Спасает звонок.
Ну и что же тут надо было сделать с этой «свиньёй»? У учительницы - слёзы: «Он всегда всем мешает, этот Миша! У него нет отца, чтобы тот мог его наказать! А что я могу?!»
Так что же мы можем? И надо ли считать происшедшее «вражеской выходкой» назло учителю? Да ни в коем случае! Мальчик Миша действительно отвлёкся, «улетел» мыслями далеко, забыл, где он. Потому и запел. Ведь дома он всегда поёт, когда рисует. А что про свинью - так других песен он не знает. Учительница стояла прямо перед его партой. Ей надо было лишь «разбудить» Мишу, мягко коснувшись ладонью его плеча, и улыбнуться ему, продолжая беседу о сказке. А то и шепнуть ему на ушко: «Спиши слова».
КОМУ ОБЪЯВЛЕНА ВОЙНА?
Главное - не злиться, не накручивать себя, не вставать в позу жутко обиженного: «Я - для них, а они...» И пошло и поехало!
Учитель включает тяжёлую артиллерию - вызывает маму Миши и говорит ей о невоспитанности сына, о том, что Миша всем мешает (не без основания сказано). Придя домой, мама обстреливает сына всевозможными упрёками: ни стыда, мол, ни совести; как ей одной с ним тяжело; как он её позорит и прочее. Редко обходится без оскорбительных слов. Ну, уж эту беседу я постесняюсь передавать на бумаге...
Итак - война! Кому же она объявлена? Кем? И кто был в этой войне зачинщиком? Взрослые люди решают объявить войну семилетнему ребёнку!!! Да может ли это быть?!
Ой, только не надо, дорогие мои, делать вид, что это единичный случай. Это рядовой, повседневный случай в любом классе любой школы. Более того, учитель включает в борьбу завуча или директора. Не редкость, когда маму с «таким» мальчиком под любым предлогом пытаются сбагрить в другую школу. Увы, это повседневность школьной жизни...
А выход самый простой - не раздувать огня.
Не сочинять, не придумывать, что на вас, бедненьких, нападают. По-человечески мудро решать такие моменты, не доводя до скандала.
КТО ПОТЕРПЕВШИЙ?
Ну, а кто же у нас потерпевший? Самое терпеливое создание в школе - ученик. Мы ведь что хотим с ним - то и делаем. Хотим - тесты даём, хотим - методики новые апробируем на нём. Хотим - милуем, хотим - нет! А он, бедный, от нас, как солдатик в армии, в полной беззащитности.
Если наша работа будет лишена самого главного - внимания к каждому человеку, то она станет бессмысленной. И даже вредной.
Обучать можно только того, кто хочет учиться и может учиться. Слово-то какое - «учиться», то есть учить себя! А иначе как. Вот если мы вывернемся так, что все дети и каждый из них захочет узнавать и познавать, вот тогда-то наша работа не б дет бесполезной.
«Ну, так это если захочет! А если нет?» - возразите вы. Конечно, захочет! Ведь в первый класс все до одного человека идут с желанием учиться. И не просто учиться, а хорошо учиться!
Учителя, стыдитесь. Ведь во всей школьной жизни первый класс - единственный, куда дети идут учиться с желанием. Так давайте постараемся сохранить это желание, не омрачить его своей жёсткостью и высокомерием. Не опускайтесь до объявления войны детям, а поднимайтесь до их наивного и чистого желания учиться! В этом залог успеха нашей работы.
Думаю, что многие учителя обиделись на меня после этой беседы. А зря. Я сделана из того же теста, выучена той же школой и вышла из ворот всё того же пединститута.
Вернуться к началу документа
Вы можете сохранить статью и поделиться с друзьями: | |||
В Мой Мир | Tweet |