Прогулки по Кремлю
Всем знакомы строчки: "Начинается Земля, как известно от Кремля..." А откуда "начинается" сам Кремль? Некоторые отвечают: со Спасской башни. На самом же деле Кремль начинается с нынешних Боровицких ворот. Именно здесь, на высоком и крутом берегу двух рек, стояло среди дремучего бора село полулегендарного боярина Кучки - зёрнышко будущей Москвы. Отсюда пошёл "град древлян", который к началу XVI в. превратился в неприступную каменную крепость.
Со временем исчезла одна из рек - Неглинная. В 1818г. её заключили в трубу, и теперь на неё шумят деревья Александровского сада.
"Град древлян" был ненадёжен - часто горел, а белокаменные стены часто ветшали. Потому Иван III, заложивший начало единодержавия и величия России, решил приступить к укреплению и украшению Кремля. Мастеров искали на стороне, в Венеции. Первым зодчим, кто согласился поехать в далёкую неизвестную Москву "за 10 рублей жалованья в месяц", что составляло около 2 фунтов серебра (800г), был Аристотель Фиораванти. Вслед за ним последовали и другие итальянские мастера. Они с уважением отнеслись к самобытной русской архитектуре, сохранив традиции, и привнесли новое в облик города.
В стране москвитян внезапно вырос причудливый сказочный уголок Италии. Не случайно Наполеон, мечтая о дворце для будущего своего сына - римского короля, заявил архитекторам: "Я хочу построить Кремль в сто раз красивее Московского". Император хотел получить не рыцарский замок европейцев, не западный дворец, а именно этот полуазиатский город-сказку.
Соборная площадь
Почти все архитектурные памятники XV-XVI вв. сосредоточены в одном месте - на Соборной площади, в религиозном центре Москвы и "всея Руси" допетровской эпохи.
Успенский собор и Грановитая палата на Соборной площади Кремля
Древнейший архитектурный памятник Соборной площади -
Успенский собор
Величие и великолепие Успенского собора
Сбор был достроен и освещён в 1479г. История его такова. В 1472г. московские зодчие Мышкин и Кривцов принялись за постройку нового собора, возвели стены и выложили было своды, но они внезапно обрушились. Вызванные в качестве экспертов псковские мастера нашли, что москвичи не умеют растворятьизвёстку, оказавшуюся "не клеевитой", однако сами строить собор ртказались. Иван III посылает в Венецию дьяка Семёна Толбузина, и тот находит Аристотеля Фиораванти...
Получив царский приказ возвести Успенский собор и организовав подготовительные работы, Фиораванти отправился в путешествие по Россиидля изучения местной архитектуры. 12 мая 1476г. началось строительство.
Успенский собор, несмотря на то, что его строил иноземец, исконно руский собор, выдержанный в характерных архитектурных формах эпохи и в то же время в новом стиле. Храм находился внутри крепости-кремля, мастер осознанно придал постройке характер крепостной твердыни. Это читается и пропорциях, и в основании цоколя, и в мощности глав, и в скромности внешнего декора. Только с запада пристроен торжественный вход-паперть по типу итальянского крыльца-лоджии.
Первые фрески появились в соборе через два года после построения храма, в 1481 г., когда были расписаны алтарная преграда, Петроверигский и Похвальский приделы. В 1513-1515 гг. храм был украшен росписью полностью. ("и совершена подпись достиже месяца августа в 27 день"). Часть росписей 1481 г. дошла до наших дней, фрески же начала XVI века были полностью переписаны в 1642-1643 гг.
Фрески украшают стены Успенского собора.
Время и, к сожалению, люди не щадят бесценные произведения искусства.
Реставрационные фасадные работы позволяют сохранить для потомков уникальные изображения
Собор был свидетелем многих событий, особенно во время бурного начала XVII века. В 1605 г. восставшие москвичи, выступившие на стороне самозванца, разгромив дворы Годуновых, многих бояр, дворян и дьяков, ворвались в Успенский собор "со оружием и дреколием", как вспоминал впослед-ствии патриарх Иов, прервали богослужение и "извлекши его из алтаря. Лжедмитрий I, вступив в Москву, венчался в Успенском соборе на царство 21 июля 1605 г. патриархом Игнатием, сменившим Иова, отправленного в ссылку. В мае 1606 г. в Успенском соборе состоялось венчание самозванца с Мариной Мнишек. Маленькой ростом Марине сделали скамеечки, чтобы она могла прикладываться к образам. Поляки, приехавшие с ней в Москву и присутствовавшие на свадьбе, вели себя вызывающе. После избрания в 1606 г. на Красной площади Василия Шуйского его сторонниками царем он отправился в Успенский собор, где дал "крестоцеловальную запись" в том, что при нем не будет нарушений феодальноп законности, совершавшихся при Грозном и Годунове. Пострадал собор и во время разорения Москвы польскими войсками и большим отрядом немецких наемников в 1611-1612 гг. Серебряные предметы из него пошли на изготовление денег для уплаты войску. К этому же времени относится и утрата золотой крышки раки митрополита Петра.
В 1979 г. был торжественно отмечен 500-летний юбилей Успенского собора, хотя сам памятник был еще в лесах и недоступен для посетителей.
Наконец, завершающей в XX веке страницей в истории Успенского собора, прошедшего столетний путь реставрации, обретений и утрат, пережившей периоды упадка и возрождения, стало совмещение в нем двух функций — музея и храма. Начиная с августа 1991 г. в нем возобновились праздничные богослужения, причем достигнутым между Патриархией, Министерством культуры РФ и Музеем соглашением Успенский собор сохраняет статус музея, все в нем остается неприкосновенным, а сотрудники музея и служители церкви совместно прилагают усилия к тому, чтобы Успенский собор — эта подлинная сокровищница культуры жил в веках.
Благовещенский собор
Второй по времени создания кремлёвский собор - Благовещенский. Возведён в 1484-1489 годах псковскими мастерами. Образцом для него послужил Успенский собор во Владимире. Псковичи остроумно развили случайно найденный там архитектурный приём - закомары. Зодчие придали закомарам новые, чисто московские очертания заострёной сверху арки.
Закомары Благовещенского собора
Закомары - полукруглые завершения наружных стен, повторяющие очертания расположенного за ними свода. Эта архитектурная форма сохранилась и совершенствовалась зодчими в так называемых кокошниках.
Благовещенский собор являлся домовым храмом великих московских князей,
а затем - руских царей.
В Благовещенском соборе хранились многие православные святыни. Один редчайший по иконографическому типу образ Благовещения был написан на стене храма. Здесь же, в Благовещенском соборе, хранилась чудотворная Донская икона Пресвятой Богородицы, поднесенная Дмитрию Донскому после Куликовской битвы (по легенде, этим образом его благословил перед сражением преподобный Сергий Радонежский). А в XVII столетии во имя этой иконы, еще не раз помогавшей России, был выстроен московский Донской монастырь.
Именно отсюда, с великокняжеского дворца и его домового Благовещенского собора начиналась история кремлевских курантов. Впервые Москва стала узнавать точное время еще в 1404 году. Тогда Афонский монах, мастер Лазарь Сербин установил за старым, деревянным Благовещенским собором на башне великокняжеского дворца часы с механической фигурой человека, который круглые сутки ударял молотом в "часник", - колокол, по окончании каждого часа, отмеряя таким образом время. Стоили эти часы очень дорого - около 30 фунтов серебра. И только в 1624 году англичанин Христофор Галовей и русские мастера Ждан и Шумило установили главные часы России на Спасской башне. Именно для этих часов, будущих курантов, русский архитектор Бажен Огурцов возвел первый шатер на башне Кремля. А потом уже подобные шатры увенчали остальные кремлевские башни.
Благовещенский собор сильно пострадал в ноябре 1917 года при артиллерийском обстреле Кремля. Снарядом было разрушено его крыльцо, с которого Иван Грозный увидел комету. А после переезда большевистского правительства в Москву в марте 1918 года Благовещенский собор был закрыт, как и сам Кремль. И ныне Благовещенский собор действует как музей.
До новых встреч!
Фотрепортаж "Флора царствует за стенами Кремля"
Фотографии Кузьминой Е.
Вернуться к началу документа
Вы можете сохранить статью и поделиться с друзьями: | |||
В Мой Мир | Tweet |