Информатика
.jpg)
Программа курса информатики
для 1-4 классов
начальной общеобразовательной школы
Составлена Кузьминой Е.С., учителем информатики в начальных классах МБОУ «СОШ № 26» городского округа г.Стерлитамак Республики Башкортостан
на основе:
- «Программы курса информатики для учащихся 1-4 классов» / Тур С.Н., Бокучаева Т.П.. – ССпб.: БХВ-Петербург, 2009;
- Учебников-тетрадей для учащихся 1-4 классов общеобразовательных школ / Тур С.Н., Бокучаева Т.П.. – ССпб.: БХВ-Петербург, 2007.
2010 г.
Пояснительная записка
Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают лидирующее положение на международном рынке труда. Но если навыки работы с конкретной техникой можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определённые природой сроки, таковым и останется. Опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе, в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых схем, структур и моделей). Важно отметить, что технология такого обучения должна быть массовой, общедоступной, а не зависеть исключительно от возможностей обеспеченных школ или состоятельных родителей. Именно такой ответ на вопрос: чему и как учить на уроках информатики, представлен в предлагаемом курсе и именно этим определяется его актуальность.
Во многом роль обучения информатике в развитии мышления обусловлена современными разработками в области методики моделирования и проектирования, особенно в объектно-ориентированном моделировании и проектировании, опирающемся на свойственное человеку понятийное мышление. Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода (то есть то, что и происходит при информационно-логическом моделировании) улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении.
При обучении учащихся 1-4 классов рассматриваем два аспекта изучения информатики:
- технологический, когда информатика рассматривается как средство формирования образовательного потенциала, позволяющего развивать наиболее передовые на сегодня технологии – информационные;
- общеобразовательный, когда информатика рассматривается как средство развития логического мышления, умения анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы.
Выделяются два основных направления обучения информатике:
Первое – это обучение конкретным информационным технологиям. Для этого необходимо адекватное обеспечение школы компьютерами и программами. Такое обучение целесообразно вести в старших классах школы, чтобы выпускники могли освоить современные программные средства. В качестве пропедевтических занятий ученики начальной и средней школы могут использовать различные доступные их возрасту программные продукты, применяя компьютер в качестве инструмента для своих целей (выпуск журналов, рисование, клубы по компьютерной переписке и т.д.)
Второе направление обучения информатике – это упоминавшееся выше изучение информатики как науки. Для этого нет необходимости иметь в школе компьютер, поэтому изучение такого курса может проходить в любой школе. Рассматривая в качестве одной из целей этого направления обучения развитие логического мышления, следует помнить: психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5–11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы.
Современный урок информатики в начальных классах требует от учителя активно использовать новые электронные учебники, пособия, которые с помощью мультимедийного проектора можно показать учащимся, заинтересовать их.
Цели и задачи курса «Информатика в начальных классах»
Главная цель курса – дать ученикам инвариантные фундаментальные знания в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Задачи курса «Информатика в начальных классах»:
1. Расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой, что должно помочь учащимся овладению компьютерных технологий, первоначальным основам программирования.
2. Обучать детей логическому мышлению, умению рассуждать и систематизировать полученные на уроках информатики знания.
3. Развивать творческое воображение, математическое и образное мышление, речь, память умение работать с компьютерными программами и дополнительными источниками информации и применять знания на практике.
4. Воспитывать интерес к урокам информатики и новым информационным технологиям.
Главная задача уроков информатики в начальных классах – дать учащимся инвариантные фундаментальные знания в областях, связанных с информатикой, практическим овладением компьютера, освоение компьютерных программ, дать первоначальные основы программирования. На уроках информатики ученики начальных классов учатся логически мыслить, рассуждать, анализировать, систематизировать полученную информацию.
Направления деятельности:
- Сделать урок информатики более современным, приближенным к основным интересам учащихся.
- Вводить новые понятия с помощью мультимедийного проектора, индивидуальной работы каждого учащегося с компьютером, постепенно перейти к работе в Интернете.
- Основное направление – формирование навыков работы с различными исполнителями и обучение первоначальным основам программирования.
Говоря об общеобразовательной ценности курса «Информатики в начальных классах» - умение любого человека выделить в своей предметной области систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода поможет не только эффективному внедрению автоматизации в его деятельность, но и послужит самому человеку для повышении ясности мышления в своей предметной области.
Данная программа связана с программой А.В. Горячева «Информатика в играх и задачах» Целью этой программы является расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой, что должно помочь учащимся овладению компьютерных технологий, первоначальным основам программирования.
Организация учебно-воспитательного процесса
и состав учебно-методического материала по курсу
Формы и методы содержания обучения информатике в начальных классах по данной программе должно проходить в компьютерном классе с использованием мультимедийного проектора, экрана. Занятие происходят один раз в неделю. Преподавание построено в соответствии с принципами валеологии «не навреди». На каждом уроке обязательно проводится физкультминутка, за компьютером учащиеся работают 8-10 минут в первом классе, 10-15 минут со второго по четвёртый класс. Сразу после работы за компьютером следует минутка релаксации – учащиеся выполняют упражнения для глаз и кистей рук. Длительность занятия 45 минут.
Учебно-методический материал по курсу «Информатика в начальных классах» состоит из цифровых образовательных программ:
- «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия 1-2 год обучения – 1 СD;
- «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия 3-4 год обучения – 1 СD;
- Методическое пособие для учителей 1-4 класс «Первые шаги в мире нформатики»,
СD – ROM содержит пакет педагогических программных средств «Страна «Фантазия».
Методическое обеспечение:
- С.Н.Тур, Т.П.Бокучаева «Первые шаги в мире информатики» Методическое пособие для учителей 1-4 классов – издательство Санкт-Петербург «БХВ – Петербург» 2009 г.;
- «Информатика в играх и задачах» А.В Горячев – издательство Москва «Баласс» - 2002 г.
1 класс (34 урока)
Введение в предмет (9 часов)
Знакомство учащихся с возможностями персонального компьютера, применение ПК, его основные устройства, знание техники безопасности при работе в компьютерном классе. Умение работать компьютерной мышкой, работать на клавиатуре, обучение работать с клавишами управления курсором.
Программа графический редактор Paint.(6 часов)
Знакомство с графическим редактором Paint, умение использовать графические примитивы, применять инструменты: карандаш, ластик, кисть, палитра, создавать и сохранять рисунки.
Отличительные признаки и составные части предметов (9 часов)
Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам. Составные части предметов. Множества и его элементы, сравнение и отображение множеств. Способы задания множеств.
Введение в логику (10 часов)
Решение задач на развитие внимания, логического мышления. Элементы логики. Конструирование. Суждение истинное и ложное. Сопоставление. Отрицание. Слова-кванторы. Введение понятий «дерево», «графы», «комбинаторика».
К концу первого года обучения учащиеся должны:
- знать правила поведения в компьютерном классе;
- знать основные применения компьютеров;
- знать основные устройства компьютеров;
- уметь создавать рисунки в программе графический редактор Paint;
- уметь проводить анализ при решении логических задач и задач на внимание;
- иметь понятие о множестве;
- уметь проводить примеры множеств предметов и располагать их в порядке расширения или в порядке сужения объёма понятий, сравнивать множества;
- уметь находить общий признак предмета и группы предметов;
- уметь конструировать фигуру из её частей;
- уметь находить истинное и ложное суждение;
- уметь классифицировать предметы по нескольким свойствам;
- уметь решать задачи с помощью графов;
- уметь решать задачи комбинаторного типа;
- уметь использовать клавиатуру и мышь при работе с прикладными программами «Страна «Фантазия» и «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия, графическом редакторе Paint.
2 класс (34 часа)
Повторение изученного материала (3 часа)
Правила поведения и техника безопасности в компьютерном классе Компьютер и его основные устройства. Системный блок. Клавиатура. Работа на клавиатуре.
Текстовый редактор WordPad (7 часов)
Знакомство с текстовым редактором WordPad. Основные элементы текстового документа: символ, слово, строка, предложение, абзац, перемещение по тексту. Создание и сохранение текстового документа.
Графический редактор Paint (4 часа)
Работа в графическом редакторе Paint. Применение инструментов: линейка, надпись, геометрические фигуры. Создание рисунка. Копирование рисунка.
Логика (20 часов)
Информация, виды информации, способы представления информации. Зеркальное отражение. Симметрия. Массивы, работа с массивами. Множества. Пересечение, объединение, сравнение, вложенность множеств. Алгоритм. Ветвление алгоритма, способы представления алгоритма. Порядок действий, запись алгоритма. Исполнитель. Система команд.
К концу второго года обучения учащиеся должны:
- знать основные устройства компьютера;
- знать основные устройства компьютера, системного блока;
- уметь решать логические задачи;
- уметь получать вариативные решения;
- уметь давать полные ответы и аргументировать свои выводы;
- иметь представление о понятии симметрии и видах симметрии;
- уметь строить симметричные изображения простых геометрических фигур относительно горизонтальной и вертикальной осей симметрии;
- знать понятие «массив», уметь приводить примеры массивов;
- уметь работать с несколькими массивами;
- знать способы представления информации;
- уметь составлять алгоритмы с условиями (ветвлением);
- уметь записывать алгоритмы;
- уметь работать с исполнителем;
- уметь сравнивать множества;
- уметь находить на «карте множеств» область множества, которое является пересечением, объединением двух других множеств;
- уметь создавать рисунки в графическом редакторе Paint;
- уметь создавать текстовые сокументы;
- уметь делать выбор в режиме «меню» и управлять объектами на экране монитора;
- уметь использовать клавиатуру и мышь при работе с прикладными программами «Страна «Фантазия» 2 год обучения; «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия 2 год обучения; текстовый редактор WordPad, графический редактор Paint.
3 класс (34 часа)
Повторение изученного материала (2 часа)
Техника безопасности. История развития компьютерной техники. Компьютер в жизни общества. Компьютерные вирусы.
Текстовый редактор Microsoft Word (7 часов)
Работа с текстом. Редактирование текста. Списки: маркированный и нумерованный. Вставка номеров страниц, вставка рисунков, объекта WordArt. Создание текста.
Логика (20 часов)
Множества. Подмножество. Объединение и пересечение множеств. Отрицание. Истинность высказывания. Слова-кванторы. Моделирование. Координаты. Граф. Вершины и рёбра графа. Граф с направленными рёбрами. Аналогия и закономерность. Алгоритмы. Свойства алгоритмов. Цикл в алгоритме. Составление разветвлённых алгоритмов. Алгоритмический язык стрелок. Линейные алгоритмы. Алгоритмы работы с координатной плоскостью.
Программа ПервоЛого (5 часов)
Знакомство с программой ПервоЛого. Создание рисунков в программе ПервоЛого.
К концу третьего года обучения учащиеся должны:
- знать историю развития компьютерной техники;
- знать понятия «множество», «подмножество»;
- уметь сравнивать множества;
- уметь использовать слова-кванторы, слова-связки для построения сложных высказываний;
- уметь решать логические задачи;
- уметь решать задачи с помощью графов;
- знать основные характеристики графов;
- уметь изображать графы по заданным характеристикам, совмещение графов;
- знать свойства алгоритмов;
- уметь составлять разветвлённые, линейные алгоритмы;
- иметь представление о координате точки и координатной плоскости;
- уметь работать на координатной плоскости с положительными и отрицательными числами;
- уметь получать различные варианты решения для одной и той же задачи;
- знать систему команд алгоритмического языка стрелок;
- уметь редактировать текст;
- уметь вставлять рисунки, объект WordArt;
- уметь печатать текст;
- уметь создавать рисунки в программе ПервоЛого;
- уметь использовать клавиатуру и мышь при работе за компьютером
4 класс (34 часа)
Интернет (5 часов)
Техника безопасности при работе в компьютерном классе. Передача информации. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Электронная почта. Просмотр Web-страниц. Поиск информации в Интернете.
Электронная таблица Microsoft Excel (5 часов)
Знакомство с электронной таблицей Microsoft Excel. Работа с электронной таблицей. Выполнение простейших математических действий.
Логика (13 часов)
Информационное моделирование. Множества. Операции над множествами. Графы. Описание отношений между объектами с помощью графов. Пути в графах. Массивы. Массив объектов на схеме состава. Решение задач с использованием компьютера. Кодирование, как способ обработки информации. Декодирование информации. Алгоритм. Ветвление в построчной записи алгоритма. Цикл в построчной записи алгоритма. Алгоритм с параметрами.
Программа Microsoft Power Point (11 часов)
Знакомство с программой Microsoft Power Point. Запуск программы. Окно Microsoft Power Point. Типы презентаций. Контекстное меню. Создание презентаций из нескольких слайдов. Работа с пустой презентацией.
К концу четвёртого года обучения учащиеся должны:
- знать правила техники безопасности при работе в компьютерном классе;
- знать представление о глобальной сети Интернет;
- уметь работать с электронной почтой;
- уметь искать нужную информацию в Интернете;
- уметь работать с электронной таблицей;
- уметь выполнять простейшие математические действия в электронной таблице Excel;
- уметь создавать презентации из нескольких слайдов;
- уметь кодировать, декодировать информацию;
- уметь выполнять операции над множествами;
- уметь решать задачи с помощью компьютера;
- уметь искать пути в графе;
- уметь определять правильность утверждения по схеме;
- уметь строить алгоритм с параметрами;
- уметь работать с алгоритмами;
- уметь использовать клавиатуру, мышь при работе за компьютером.
Скачать полную версию программы с тематическим планированием

Вы можете сохранить статью и поделиться с друзьями: | |||
В Мой Мир | Tweet |
Ответ #2 дата : 08-10-2011, 11:42:26