Беседы с учителем. ЛЮБОВЬ? ДРУЖБА? ПОНИМАНИЕ
Беседа седьмая
Принимая на работу учителя, директора школ нередко спрашивают его: «Любите ли вы детей?» О какой любви спрашивают нас? Можно ли её сравнить, например, с материнской - жертвенной - любовью?
Когда малыш болеет, мама волнуется. А в повседневной жизни?
Мне всегда представляются картинки «Молодые мамы на прогулке с детьми».
КАРТИНКА 1. МАМЫ С КОЛЯСКАМИ
Мамы с жаром беседуют друг с другом, пересказывая последние новости. Нередко курят. А дети в колясках, даже если не спят, то рассматривают окружающее. Только крик ребёнка может заставить мам отвлечься от беседы.
Казалось бы, прогулка - какое благодатное время для общения с сыном или дочкой! Мама не занята ни работой, ни стиркой, ни готовкой, ни уборкой. Можно спокойно, вместе разглядывая окружающее, занять своего малыша, а не подруг.
КАРТИНКА 2. МАМЫ В ПЕСОЧНИЦЕ
Малыш подрос и уже несёт свои игрушки. Вот он всё высыпал: ведёрко, лопатку, формочки. Копает, лепит - играет.
И тут приходит другой малыш со своей мамой. И тоже выкладывает свои игрушки.
Мамы сидят у разных углов песочницы или рядом на лавочке. Пока дети играют порознь - всё в порядке. Но вдруг! У второго малыша, оказалось, есть машинка! И первый тянется к ней и хватает её. Крик! Мамы недовольно смотрят на детей.
Первая кричит своему: «Отпусти, не твоё! Отдай машинку!» Вторая - своему: «Успокойся! Он сейчас отпустит! Не плачь!»
Сегодня редкая мама скажет: «Дай ему поиграть! Он посмотрит, поиграет и отдаст тебе». Или: «Поменяйтесь! Пусть он поиграет в твою машинку, а ты полепи из его формочки».
А от иных бабушек в адрес покусившегося на чужую машинку малыша нередко можно услышать и такое: «Что ты пристал к мальчику! Пусть родители тебе купят машинку - тогда и играй. А то на всех не напасёшься».
О чём это я? Да всё о том же - о любви! Ведь эти дети придут к нам, учителям. Они ждут от нас именно такой любви: «Ты -только для меня и не иначе». Готовы ли мы к такой однобокой любви? Может быть, правы те учителя, которые готовят себя не только к труду, но и к обороне?
Смотрите, как интересно! Тот, другой мальчик, без машинки, ведь он тоже приучается мамой не вступать в общение: занимайся собой и не обращай внимания ни на кого. И он тоже наш будущий ученик.
КАРТИНКА 3. ЕЩЁ БОЛЕЕ ПОВСЕДНЕВНАЯ
Мама, нагруженная сумками, ведёт сына или дочь из сада домой. Ребёнок оглядывается по сторонам. Ему всё любопытно: машины, люди, животные. Он тянет маму туда, где ему интересно.
Но целеустремленная мама дёргает его за руку, не обращая внимания на его слова, не слыша его: «Да иди же ты быстрее, наказание ты моё! Я и так устала за день, а тут ещё ты!» И ребёнок, привыкая к невниманию, отгораживается, отрывается от взрослых. Зато дома - телевизор с компьютером. Спасительный для всех - и для мам, и для детей.
И вот эти-то «оторванные» дети приходят в класс, к нам с вами. Все они нуждаются в нашей любви-жалости. Заласканные домашние дети, может быть, даже в большей степени, чем детсадовские, общественные. Все они нуждаются в нашем внимании к себе. И мы в их внимании тоже нуждаемся не в меньшей степени. А ещё в большей степени они нуждаются в заинтересованности друг другом.
МОЖЕТ БЫТЬ, ЛУЧШЕ ПОДОЖДАТЬ?
Нынешние школы склонны с первого класса разделять детей на одарённых, просто способных, средних и слабых. Странно это. Ведь решение, куда направить того или иного ребёнка, зависит только от одной его встречи с учителем при поступлении в школу. И этот единый миг определяет всю школьную жизнь человека.
Вдумайтесь, как страшно! В дальнейшем из «способных» в «средние» и «слабые» переход возможен. А обратный, даже при случайном попадании ребёнка в класс коррекции, - никогда. Так как строй занятий в таких классах нацелен не на развитие ребёнка, а лишь на некоторое минимальное продвижение в материале.
Поймите меня правильно, я не против специальных классов. Но не с первого дня! Пусть пройдёт какое-то время учёбы, когда можно разглядеть каждого человека, понять, к чему он склонен. Взрослые считают, что в состоянии сами всё решить за ребёнка. А может быть, лучше подождать, когда и он примет участие в решении своей судьбы?
САМОЕ ГЛАВНОЕ
Вернёмся в класс! Здесь собрались разные дети, но каждый из них требует от нас участия в его жизни. Мы теперь соучастники одной судьбы. Наша любовь-сочувствие разливается на всех детей без исключения и не становится со временем меньше.
Наше искреннее трепетное отношение к ребячьим удачам и сочувственное - к их пока что каким-то неумениям вызовет в них ответное чувство благодарности. И вот в этом-то процессе и рождается чувство взаимного понимания. Это самое главное.
РЕВНОСТЬ - КАК БЫТЬ?
Но рядом с любовью тихо крадётся ревность и зависть. Почти каждый родитель слышит дома: «А Мария Ивановна к Саше подошла, а ко мне нет!» Или: «Я лучше Катьки читал стих, а она её похвалила, а меня нет!» - и всё в таком духе. Как с этим быть? И вот опять, как мы ни кружимся, а возвращаемся к тому же месту - содружественности людей в классе.
Классные дела нужно строить так, чтобы они были интересны всем. Кроме того, нам придётся взращивать тех, кто сумеет помочь другому заботливо и внимательно.
Не предполагайте, что помощниками всегда будут одни и те же. У нас много разных дел и занятий. Кто-то умелец в одном деле, кто-то - в другом. Сегодня я помог, завтра помогли мне. Надо научить детей не стесняться просить помощи. Такие доброжелательные отношения учат пониманию.
А если я помог человеку и у него вдруг случилась удача, то и я радуюсь ей как соучастник. В содружественности нет места зависти. Радость друга - и моя радость.
Учитесь понимать своих учеников. И они в ответ будут более понятливы в вашем предмете. Сочувствуйте им. И тогда они будут внимательны к вам.
Учитесь понимать своих учеников. И они в ответ будут более понятливы в
вашем предмете. Сочувствуйте им. И тогда они будут Внимательны к вам.
Л.К. ФИЛЯКИНА
Вернуться к началу документа
Вы можете сохранить статью и поделиться с друзьями: | |||
В Мой Мир | Tweet |