Беседы с учителем. ЛЮБОВЬ? ДРУЖБА? ПОНИМАНИЕ

Главная > Методические материалы > На пороге школы > Беседы с учителем. ЛЮБОВЬ? ДРУЖБА? ПОНИМАНИЕ
Беседы с учителем. ЛЮБОВЬ? ДРУЖБА? ПОНИМАНИЕ

Беседа седьмая

Принимая на работу учителя, директора школ нередко спрашивают его: «Любите ли вы детей?» О какой любви спрашивают нас? Можно ли её сравнить, например, с материнской - жертвенной - любовью?

Когда малыш болеет, мама волнуется. А в повсед­невной жизни?

Мне всегда представляются картинки «Молодые мамы на прогулке с детьми».

 

КАРТИНКА 1. МАМЫ С КОЛЯСКАМИ

Мамы с жаром беседуют друг с другом, пересказывая после­дние новости. Нередко курят. А дети в колясках, даже если не спят, то рассматривают окружающее. Только крик ребёнка мо­жет заставить мам отвлечься от беседы.

Казалось бы, прогулка - какое благодатное время для обще­ния с сыном или дочкой! Мама не занята ни работой, ни стир­кой, ни готовкой, ни уборкой. Можно спокойно, вместе разгляды­вая окружающее, занять своего малыша, а не подруг.

 

КАРТИНКА 2. МАМЫ В ПЕСОЧНИЦЕ

Малыш подрос и уже несёт свои игрушки. Вот он всё высы­пал: ведёрко, лопатку, формочки. Копает, лепит - играет.

И тут приходит другой малыш со своей мамой. И тоже выкла­дывает свои игрушки.

Мамы сидят у разных углов песочницы или рядом на лавоч­ке. Пока дети играют порознь - всё в порядке. Но вдруг! У второго малыша, оказалось, есть машинка! И первый тянется к ней и хватает её. Крик! Мамы недовольно смотрят на детей.

Первая кричит своему: «Отпусти, не твоё! Отдай машинку!» Вторая - своему: «Успокойся! Он сейчас отпустит! Не плачь!»

Сегодня редкая мама скажет: «Дай ему поиграть! Он посмот­рит, поиграет и отдаст тебе». Или: «Поменяйтесь! Пусть он по­играет в твою машинку, а ты полепи из его формочки».

А от иных бабушек в адрес покусившегося на чужую машинку малыша нередко можно услышать и такое: «Что ты пристал к мальчику! Пусть родители тебе купят машинку - тогда и играй. А то на всех не напасёшься».

О чём это я? Да всё о том же - о любви! Ведь эти дети придут к нам, учителям. Они ждут от нас именно такой любви: «Ты -только для меня и не иначе». Готовы ли мы к такой однобокой любви? Может быть, правы те учителя, которые готовят себя не только к труду, но и к обороне?

Смотрите, как интересно! Тот, другой мальчик, без машинки, ведь он тоже приучается мамой не вступать в общение: зани­майся собой и не обращай внимания ни на кого. И он тоже наш будущий ученик.

 

КАРТИНКА 3. ЕЩЁ БОЛЕЕ ПОВСЕДНЕВНАЯ

Мама, нагруженная сумками, ведёт сына или дочь из сада домой. Ребёнок оглядывается по сторонам. Ему всё любопыт­но: машины, люди, животные. Он тянет маму туда, где ему инте­ресно.

Но целеустремленная мама дёргает его за руку, не обращая внимания на его слова, не слыша его: «Да иди же ты быстрее, наказание ты моё! Я и так устала за день, а тут ещё ты!» И ребё­нок, привыкая к невниманию, отгораживается, отрывается от взрослых. Зато дома - телевизор с компьютером. Спаситель­ный для всех - и для мам, и для детей.

И вот эти-то «оторванные» дети приходят в класс, к нам с вами. Все они нуждаются в нашей любви-жалости. Заласкан­ные домашние дети, может быть, даже в большей степени, чем детсадовские, общественные. Все они нуждаются в нашем вни­мании к себе. И мы в их внимании тоже нуждаемся не в мень­шей степени. А ещё в большей степени они нуждаются в заин­тересованности друг другом.

 

МОЖЕТ БЫТЬ, ЛУЧШЕ ПОДОЖДАТЬ?

Нынешние школы склонны с первого класса разделять детей на одарённых, просто способных, средних и слабых. Странно это. Ведь решение, куда направить того или иного ребёнка, за­висит только от одной его встречи с учителем при поступлении в школу. И этот единый миг определяет всю школьную жизнь человека.

Вдумайтесь, как страшно! В дальнейшем из «способных» в «средние» и «слабые» переход возможен. А обратный, даже при случайном попадании ребёнка в класс коррекции, - никог­да. Так как строй занятий в таких классах нацелен не на разви­тие ребёнка, а лишь на некоторое минимальное продвижение в материале.

Поймите меня правильно, я не против специальных классов. Но не с первого дня! Пусть пройдёт какое-то время учёбы, когда можно разглядеть каждого человека, понять, к чему он склонен. Взрослые считают, что в состоянии сами всё решить за ребён­ка. А может быть, лучше подождать, когда и он примет участие в решении своей судьбы?

САМОЕ ГЛАВНОЕ

Вернёмся в класс! Здесь собрались разные дети, но каждый из них требует от нас участия в его жизни. Мы теперь соучастни­ки одной судьбы. Наша любовь-сочувствие разливается на всех детей без исключения и не становится со временем меньше.

Наше искреннее трепетное отношение к ребячьим удачам и сочувственное - к их пока что каким-то неумениям вызовет в них ответное чувство благодарности. И вот в этом-то процессе и рождается чувство взаимного понимания. Это самое главное.

РЕВНОСТЬ - КАК БЫТЬ?

Но рядом с любовью тихо крадётся ревность и зависть. По­чти каждый родитель слышит дома: «А Мария Ивановна к Саше подошла, а ко мне нет!» Или: «Я лучше Катьки читал стих, а она её похвалила, а меня нет!» - и всё в таком духе. Как с этим быть? И вот опять, как мы ни кружимся, а возвращаемся к тому же ме­сту - содружественности людей в классе.

Классные дела нужно строить так, чтобы они были интерес­ны всем. Кроме того, нам придётся взращивать тех, кто сумеет помочь другому заботливо и внимательно.

Не предполагайте, что помощниками всегда будут одни и те же. У нас много разных дел и занятий. Кто-то умелец в одном деле, кто-то - в другом. Сегодня я помог, завтра помогли мне. Надо научить детей не стесняться просить помощи. Такие доб­рожелательные отношения учат пониманию.

А если я помог человеку и у него вдруг случилась удача, то и я радуюсь ей как соучастник. В содружественности нет места зависти. Радость друга - и моя радость.

Учитесь понимать своих учеников. И они в ответ будут более понятливы в вашем предмете. Сочувствуйте им. И тогда они будут внимательны к вам.

Учитесь понимать своих учеников. И они в ответ будут более понятливы в

вашем предмете. Сочувствуйте им. И тогда они будут Внимательны к вам.

Л.К. ФИЛЯКИНА


Вернуться к началу документа

Вы можете сохранить статью и поделиться с друзьями:
В Мой Мир Tweet




Руководство по ремонту японских автомобилей Тойота Корона Т190 www.ToyotaMan.ru/Corona/T190