Беседы с учителем. АВТОРИТЕТ И АВТОРИТАРНОСТЬ
Беседа пятая
ОТОМСТИЛА
В первый же свой урок на педпрактике я вошла в класс, чтобы отомстить десятиклассникам, сорвавшим накануне пробный урок моей подруге. Вела я урок астрономии в наглой авторитарной манере, предупреждая ученика после его ответа: «Я вас ещё не сажала». За эти предупреждения отметку по педпрактике мне снизили до четвёрки.
На следующий день ко мне подошла классная руководительница и спросила: «Это вы вчера давали урок астрономии?» Я сразу подумала о том, что класс (стесняюсь сказать «дети») невзлюбил меня. Но нет. На моё: «А что?» - учительница сказала, что ребятам урок здорово понравился. Вот так-то!
Я тогда поверила: ведь и мы, обучаясь в школе, уважительно относились к учителям, знающим свой предмет, умеющим его преподнести, умным и даже остроумным.
Но мы, как и теперешние школьники, резко отрицательно реагировали на грубость, резкость и хамство по отношению к себе. Такие выходки порождают противостояние. Как аукнется, так и откликнется.
Это мне предстояло вспомнить ещё не раз...
НЕ РАВНЫЕ, НО РОВНЫЕ
Если ученик допускает дерзость без основания, по каким-то своим мотивам, то не лучше ли оставить её без ответной дерзости? После урока легче будет в беседе выяснить причины этого всплеска эмоций.
Если я понимала, что моя шутливая фраза задела человека, я не стеснялась вслух или на ушко ребёнку сказать (без иронии): «Прости меня, я не хотела тебя (или вас, в зависимости от возраста) обидеть, извини за нелепую шутку». Это снимает агрессию, но ни в коем случае не уменьшает авторитет учителя.
Нам надо постараться установить в классе пусть не равные, но ровные, мирные отношения. Ученики знают нас лучше, чем кто-либо. Мы с ними проводим большую часть времени своей жизни. Спорные вопросы в наших отношениях возникают нередко. Нам, учителям, нельзя от них открещиваться. Спорные вопросы будем решать сообща, без боязни и страха потерять свой авторитет.
С КЕМ ОСТАНЕМСЯ?
Я часто слышу от учителей: «Что же мне, терпеть их выходки?». Я бы ответила: «Несомненно».
Советую – а сама в молодые годы иначе действовала! Представьте: девятый класс вечерней школы, урок физики и дурацкие вопросы про личную жизнь. Я вылетаю из класса и бегу, ну конечно же к Константину Михайловичу Хелему, нашему замечательному директору. Он меня утешает. Я уже готова снова идти в класс, но не тут-то было. Он говорит: «Раз ушла - жди, когда они придут за тобой с повинной. И завтра жди, и послезавтра жди. И вообще, запомни - твоё место в классе. Пусть все уйдут или ты всех выгонишь, но сама ты должна быть на своём рабочем месте».
Сегодня я, пожалуй, не согласилась бы с моим другом в том, что можно всех выгнать. С кем тогда останемся, для кого будем работать? И кто для кого - мы для них или они для нас – вопрос бессмысленный. Мы нужны друг другу. Но всё-таки они нам больше нужны. Мы без них ничто!
ДОВЕРЕНЫ СУДЬБОЙ
Однажды ко мне пришли трое родителей. В то время я работала во втором (не своём) классе (пришлось взять детей, так как их родная учительница ушла).
В классе прибавились два новых ученика, весьма беспокойных. Родители (из числа прежних) встретили меня на лестнице и заявили: «Мы считаем, что Борю надо убрать!». Я переспросила в той же манере: «Убрать - это как? К стенке, что ли?» (я имела в виду пересадить подальше от всех). Они, перебивая друг друга, взахлёб стали говорить, как Боря обижает их детей. На что я сказала: «Убирать из класса кого-либо из ребят будете только вместе со мной. Они мне доверены судьбой, и любой из детей, в том числе и ваши, находятся теперь под моей защитой и охраной».
Очень сложно, когда новенькие вливаются в уже готовый коллектив. Непонятно, почему они агрессивны. Это вопросы и вопросы, которые надо осмыслять, решать, но не военными действиями. Главное, чтобы отношения складывались уважительными.
Авторитарность поддерживать легче, чем уважительность. Именно для этого у нас имеются в наличии и дневник, и администрация, и родительские собрания, и даже красные чернила. Если хотите - даже стол в центре класса!
А вот для того чтобы удержать настоящий авторитет, надо быть в форме. Постоянно узнавать новое в предмете. Каждый день готовиться к встрече с детьми. Тут нас могут ждать всякие сюрпризы. Иногда лучше не упорствовать, а уйти от ответа, если он требует обдумывания.
ПЕРСОНАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ
Так и слышу застрявший в горле вопрос: «Что же нам теперь, хамство терпеть?!» Вопрос, конечно, интересный и крайне сложный. Нет на него однозначного ответа. Каждый случай требует своего персонального решения, особенно когда речь идёт о старшей школе.
Если в разговоре со мной девяти-десятиклассник выругается матом мне в лицо, то я дам ему пощечину. Даже если после этого мне придётся уйти из школы. Видимо, хамы это сразу понимают, поэтому язык свой держат за зубами.
А вот в начальной школе для меня выход один - объяснять.
Однажды я вошла в класс, и один из мальчиков выкрикнул неприличное слово из трёх букв. Я сделала вид, что не услышала. Но не тут-то было. Ромик: «Это я вам, Лидия Константиновна, говорю», - и повторяет слово.
Мне пришлось объяснить, что матерные слова пришли к нам со времён монголо-татарского ига. Наших русских мальчиков татары воспитывали как своих сыновей, обучая убивать настоящих отцов при нападении на русские сёла. Обучали их этим словам, чтобы дети оскорбляли самое дорогое - матерей и то, что связано с деторождением. Такие слова требуют своего объяснения, как и все другие, с которыми встречается растущий человек. В третьем классе я беседую с детьми (раздельно) об отличии мальчиков и девочек. Мы откровенно говорим о любви (не о сексе), о зарождении и появлении детей. Говорим на языке, понятном данному возрасту.
Итак, принимать любого - грязного, сопливого, необучаемого, неуправляемого. И - держаться, чтобы не взять грех на душу перед Богом.
СВОЙСТВО И ПРИОБРЕТЕНИЕ
Авторитарность - это свойство характера. Авторитет - особое приобретение в общении с окружающими. Свойство обслуживать трудно.
Авторитет легко потерять и трудно восстановить. Авторитарность удерживать тоже трудно. Она всегда оборачивается бойней. Стоишь перед классом, а на душе вечная тревога: вот отвернусь - а они не строят ли мне рожи? Я дала задание - не списывают ли они? Я повернулась в другую сторону - не шепчутся ли обо мне? Уф! И так каждый день.
Давайте-ка лучше каждый день зарабатывать, заслуживать, приобретать авторитет - у учеников, у родителей, у коллег.
Авторитарность - это свойство характера. Авторитет - особое приобретение в обшении с окружаюшими. Свойство обслуживать трудно: это всегда оборачивается бойней.
Вернуться к началу документа
Вы можете сохранить статью и поделиться с друзьями: | |||
В Мой Мир | Tweet |