Звуки русского языка


 

 

Урок русского языка в 1-м классе УМК«Гармония» по теме:


Звуки русского языка

 

 

Цель: систематизация фонетических знаний.

 

Задачи: познакомить с транскрипцией, учить записывать слова условными значками; работать над обогащением активного словаря учащихся; содействовать развитию интереса к изучению русского языка посредством логических игровых ситуаций с вовлечением зрительных анализаторов; развивать внимание, память, способность высказывать свои мысли, умение обосновывать свои суждения; формировать у учащихся умение осуществлять мыслительные операции.

 

Оборудование: магнитная азбука, карточки со словами и изображениями животных, блокноты и фломастеры у детей, карточки с обозначениями звуков, карточки с заданиями для устной и письменной работы, таблицы звуков, мелодия.   

 

Ход урока

1. Оганизационный момент.

У.  У нас необычный сегодня денёк.

    Выяснить нужно, кто в классе знаток.

    Мыслить, трудиться, активными быть,

    Соседу помочь, о себе не забыть.

    Готовы отправиться в путь? Так вперед!

    Новый урок вас к знаниям зовёт!

 

У. Друзья, чем запомнился вам вчерашний урок русского языка?

У. Вы уже много знаете о звуках русского языка. Расскажите.

Работа в парах (на партах карточки с различными вариантами вопросов, на который дети дают ответ после обсуждения в паре).

 

2. Объявление цели урока.

У. Как вы думаете, вы уже всё знаете о звуках русского языка?

Тогда продолжим наше путешествие по стране звуков.

У. Что обозначают этим знаком  [  ].(Показ).

Как обозначается мягкий согласный звук? ([ ’ ]).

 

У. Произнесите эти звуки:[ к ], [ м’ ], [ ш ], [ т’ ], [ з ], [ э ], [ б’ ].

На какие группы можно разделить эти звуки?

( Зв. и гл.,            тв. и мяг.,            парн. и непарн.)

 

3. «Звуковой диктант»

У. Обозначьте  звуки:[ з ], [ в’ ], [ э ], [ р’ ], [ и ].

Прочитайте слово.(Звери)

 

4. Коллективная работа.  Устная характеристика звуков.

У. На доске картинки со словами: 

БЕЛКА, ПЕТУХ, КОШКА, УЛИТКА, ЗАЯЦ

Всех ли животных можно назвать словом «звери»?

У. Назовите слова и дайте характеристику первых звуков.( Устно).

(Одновременно ученики фломастерами на листах бумаги строят звуковые схемы к данным словам или собирают из звуковых карточек у доски).

У. По вашему мнению какой звук лишний?( [ У ], потому что гласный)

 

5. Чистописание.

У. Запишите букву «У» в тетрадь в следующем порядке:

У У У у у у Уу уд

 

Запишите слова «улитка». (Прочитать, проговорить, назвать опасные места, записать, проверить).

На какой вопрос отвечает это слово?

 

У.  Пока мы записывали слова, ребята построили к ним схемы, помогите их разместить. Что обозначают эти схемы? (Звуки, мы их слышим)

Ребята, Буратино принёс такие звуковые схемы:

 [ Б’ЕЛКА ], [ П’ИТУХ’ ], [ КОШ’КА ]

Как вы думаете, он правильно обозначил звуки? Исправьте ошибки.

 

6. Работа по уточнению представления о парности звуков.

У. Мы уже вспоминали, что согласные звуки различаются по твёрдости и мягкости.

Подбери пару( на карточках)

Не попадись в ловушку!  

      [ л’ ] - [ л ]                                            [ п ] - [ п’]     

      [ р’] - [ р ]                                              [ в ] - [ в’]

      [ ш ] - __                                               [ щ’] - __

Комментирование задания.

У. Подберите парные согласные звуки по звонкости – глухости.

[т’], [м],[ж],[й’]

У. У всех ли звуков нашлась пара? Почему?

 

7. Фонетическая загадка.

Сделайте правильный выбор и узнаете, кто придет к нам в гости.

       [ мышы]

       Маши

       мышки

       мыши

       мухи

 

8. Физминутка.

Вышли мыши как-то раз

Поглядеть, который час.

Раз, два, три, четыре.

Мышки дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон.

Убежали мыши вон.

 

9. Работа по учебнику.

1) Чтение слов (нос, нёс, спать, пять, кислый, кисель, дети, пряник).

2) Задать вопросы к словам.

3) Запись транскрипции к предложенным словам:

ШАРФ, КЛЯКСА, БРЮКИ, ТЁРКА, МЕЛ, СВЁКЛА

[шарф], [кл’акса], [бр’ук’и], [т’орка], [м’эл], [св’окла]

 

10. Физминутка.

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонились вправо, влево

И беритесь вновь за дело.

 

11. Упражнение и повторение.

Упражнение в чтении транскрипции. (Если затрудняешься, посоветуйся с соседом!)

Работа по учебнику. Записать указанное предложение и выполнить к нему задания.

1) Обозначьте звуки.

2) Поставьте   v   над именами собственными.

3) Выпиши слова, которые обозначают действия.

 

12. Итог урока.

На уроке вы...

                     узнали…(больше о звуках)

                     научились…(обозначать звуки значками)

                     сумели…(выполнить сложные задания)

 

13. Рефлексия.

Перед вами две фигуры, которые вы прикрепите на «волшебные линеечки».

Жёлтую – трудно, синюю – интересно.

(Дети крепят фигурки у доски).

У. (подводит итог оценочной деятельности).

 

14. Задание на дом.

У. Дома вы поговорите с родителями и ответите на вопрос упражнения.

 


Вернуться к началу документа

Вы можете сохранить статью и поделиться с друзьями: