Занятие по развитию речи «Владимир Иванович Даль о весне»
Занятие по развитию речи в 3 классе по теме:
Дар Владимира Ивановича Даля
(10 ноября 1801 – 22 сентября 1872)
Веснотки‚
веснянки‚
весняшки
Цель: продолжить знакомство с творчеством В.И. Даля, показать на примере работы со статьями толкового словаря автора, сказки «Старик-годовик» насколько велик и богат русский язык; воспитывать чувство гордости за родной язык; обучать пользоваться толковыми словарями для выяснения значений непонятных слов.
Оборудование: портрет В.И. Даля, «Толковый словарь» и сказки В.И. Даля, картины русских художников о весне, образцы Городецкой росписи.
Учитель. Есть у Владимира Ивановича Даля сказка-загадка про старика-годовика (чтение отрывка):
«Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и птиц пускать. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод и мороз. Махнул старик- годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы…»
Дети. Птицы-месяцы вылетали по трое. Каждая тройка – время года. Настал черед ВЕСНЫ!!!
Учитель. Какой увидел её Даль?
Дети выборочно читают строки сказки.
Учитель. По народному обычаю весну на Руси встречали не один раз, а трижды. Даль пишет: «Первая весна на Евдокию (14 марта по новому стилю).
Вторая весна – на сорок мучеников Севастийских или на сóроки святые (22 марта), когда пекут жаворонки; тут уже прилетел кулик из заморья, принёс весну из неволья.
И, наконец, на Благовещенье (7 апреля) третья встреча, весна зиму поборола… Прилёт ласточек; птиц на волю отпущенье».
Но красна весна, да голодна. Закрома пустеют, приходится семье вешнять, перемогаться, доедая последние запасы. Говорят: вешний пир щами взял, то есть ничего нет, кроме пустых капустных щей.
А крестьянину весна и в радость, и в заботу. Не хотят дочки работать, лень им прясть, манит их вешнее солнышко. Смеются: весною дни долгие, да нитка короткая. Высыпают на лбу, на носу, на щеках у них смешные, весёлые веснушки. Водят девушки хороводы, распевают весенние песни – веснянки.
Рассматривают палехскую роспись «Хоровод».
В старину были мельницы, которые мололи зерно только весной, в высокую воду. Их называли вешняками. То же и весенний путь, окольная дорога, пролагаемая весною, в разлив.
А схлынет весноводье, закончится вешний разлив вод, и покажутся первые цветы в поле, первоцветы, краса однолетних растений – по-архангельски вéсень.
Что значит «по-архангельски»? Разве есть такой язык – «архангельский»? Нет. Это тот же русский. Только не счесть в нём местных говоров: словечек и речений. Вот и получается, что бывает «архангельский» русский и «рязанский» русский, «псковский» русский и «оренбургский» тоже русский… В Петербурге скажут февраль, в Смоленске – хвевраль. В Москве скажут актябрь, а в Ярославле подчеркнут безударное о: октябрь.
Московская речь всегда считалась самой что ни на есть образцовой. Но как Москва ещё не вся Россия, так и московский язык ещё не весь русский. Местные выговоры вовсе не искажают речь, они её дополняют, разнообразят, И Владимир Иванович Даль был очень внимателен к ним. Он заботился о языке в целом, а не только о литературной норме, поэтому его словарь и называется «Толковый словарь живого великорусского языка».
У Даля есть всё, что было в языке того времени, что накопилось за столетия жизни языка. И всё главное из этого сохранило своё значение для нас. В словаре Даля – свыше двухсот тысяч слов. Это настоящая сокровищница русской речи.
Рассматривают словарь, читают статьи, обмениваются впечатлениями.
Вернуться к началу документа
Вы можете сохранить статью и поделиться с друзьями: | |||
В Мой Мир | Tweet |