С учителем первоклассника. Беседа вторая

Главная > Методические материалы > На пороге школы > С учителем первоклассника. Беседа вторая
С учителем первоклассника. Беседа вторая

ЗНАКОМСТВО

У меня перед глазами страшная, жалкая и одно­временно комичная картинка - я насмотрелась та­ких за свою жизнь. 1 сентября. Вот в классе сидят живые дети. А вот учительница, которая с первых же минут только и думает о том, как бы навести дисциплину, чтобы дети её забоялись и слушались. И она, как заядлая дрессировщица, уже успела несколь­ко раз поднять детей и усадить, чтобы показать им, как это надо делать тихо. Голос у учительницы стро­гий, самый громкий в классе. И уже многие дети за­мерли, как мышки. А она хищной кошкой ходит по ря­дам, внушая, как надо себя вести в школе! Обязатель­но скажет, что, разговаривая с учителем, то есть с ней, надо встать. А если хочешь спросить (опять же её, потому что никого, кроме неё, она спрашивать не разрешает), то надо поднять руку...

Чур меня, чур...

 

А ВОТ И ОН!

А вот и он - день встречи, праздник знаний 1 сентября! Для кого он счастливый? Пока для всех. Уже стоя у школы, мы вгля­дываемся в лица друг друга. Мы верим в то, что мы друзья друг для друга. Хорошо бы в этом не разочароваться в первый же день. Одни дети серьёзны, другие задумчивы, третьи радостны, а иные только что не плачут. Но сейчас все сдерживаются. Каж­дый из детей в душе так хочет понравиться своей учительнице. И каждый думает о себе, что он хороший!

Да и мы, учителя, в душе думаем о себе то же самое: «Я хороший учитель». А хорошие люди, встречаясь, ждут приятных разговоров о себе, друзьях и делах, которые были и которые будут.

 

ВСЕХ И ВСЕМ ВИДНО

Отзвучали речи. Звенит звонок! И вот вы ведёте своих малы­шей в класс. Мне очень любопытно, что же вы там для них при­готовили? Ведь фантазия каждого из вас оригинальна и непов­торима, независимо от возраста и стажа.

Но вот вы открываете дверь класса... Интересно, как у вас стоят парты? Неужели, как всегда и у всех - в три ряда? Жаль. Выходит, ваши дети будут видеть только вас и спины других детей.

А зачем вас приучили к такому строю, знаете? «Чтобы дети не отвлекались», - уверенно отвечаете вы. Но давайте вспом­ним, что мы хотим познакомиться! В моём классе для первого дня парты стоят полукругом по контуру комнаты вдоль стен так, чтобы было видно всех и всем. И естественно, я не буду рас­саживать детей самолично. Они, войдя в класс, по моему пред­ложению сами сядут там, где им захочется и с тем, с кем хотят. Ведь не только они узнают меня, но и я узнаю их содружествен­ные компании. Тех, кто не выбрал места, посадите сами.

И прошу вас, не складывайте руки детей на парте, а ноги -вместе и ровно под партой. Пусть пока сядут, кто как сядет. Право же, нам ещё понадобится живой ребёнок, а не «сидя­чий мальчик».

Да, и хорошо бы узнать, кто из них какой! Мы знакомимся. Всё упорядочить ещё успеем. Будем заботиться о том, как бы не угробить что-нибудь невзначай.

 

ИМЕНА И ВЕЩИ

Вы уже представились детям, а теперь пусть они представят себя и своих друзей. Право же, при этом совсем не обязательно вставать. Когда же полукруг имён пройден, можно узнать, кто кого запомнил.

Только теперь, когда люди узнали имена друг друга, займём­ся вещами. Страшно интересно, что же там у кого в портфеле- ранце? Ну вот, дошло время и до порядка: где место ручке, где - книге, где - тетради, как открывается портфель. Пусть друг другу помогают, если у кого что-то не открывается. Даже в этот момент вряд ли будет шумно, ещё не пришло время поссориться. Но если все-таки кто-то недоволен своим местом, тихо переведите его за руку в другое, новое, ему удобное.

Но вот дошло дело и до остальных вещей, которые таятся в детских портфелях. Дети показывают друг другу, что у них есть интересного. Нет сил сдержаться! (Это я не о нас, не об учите­лях.) Давайте дадим детям время наговориться, предупредив, что осталось, например, три минуты.

Три минуты прошло, пора детям уйти со своих мест в сере­дину класса.

Самое время проводить физкультминутку. Ведь дети устали, сами об этом не подозревая.

 

ЖИВЫЕ ПЕРЕМЕНЫ

Многие учителя почему-то считают физкультминутку беспо­лезным времяпрепровождением. Приглашаю в свой класс.

Мои уроки вначале больше похожи на гуляния и на живые перемены. В чём дело? А в том, что детям шести-семи лет ста­тичные позы вредны. Они могут что-то узнавать, меняя одно занятие на другое. Это и есть перемены.

В первые дни важно сохранить манеру общения садовскую и домашнюю, чтобы люди могли обращаться друг к другу по пово­ду своих занятий. Не менее важно смотреть на работы другого человека, учиться друг у друга.

Разумеется, я тоже дам детям время на исследование парты. Даже на похвальбу своими вещами. Всё равно они это сделают и узнают, какая ручка, линейка или пенал у соседа. Ну и зачем с этим тянуть? Пусть потрогают! Но зато не будут весь урок толь­ко этого ждать. В этом тоже урок.

 

КТО ЧТО ЗНАЕТ

В следующей беседе я хотела бы поговорить о том, чем занимать ребят и как мы узнаем, что они умеют сами. Прежде чем учить, неплохо бы понять, что знает каждый из них к это­му времени.

Я резко отрицательно отношусь к тестовым опросам при при­ёме в школу. Все знают, что многие школы отбирают детей в лицейские и гимназические классы, проводя экзамены. (Боюсь, что скоро экзамены будут проводить и при приёме в детские сады!) Как правило, эти опросы ничего не выясняют. Застенчи­вые ребята замыкаются. Некоторые домашние хитренькие дети, зная правильный ответ (то есть тот, который взрослый готов при­знать за правильный) специально отвечают по-своему. Ответ не засчитывается. А жаль! В любой науке необычность ответа ведёт к открытию. Неплохо бы и нам, учителям, привыкнуть к неожиданности для себя. До встречи!

 

Мы вглядываемся в лица друг друга. Мы верим в то, что мы друзья друг для друга.

Хорошо бы в этом не разочароваться в первый же день.

Лилия Константиновна Филякина


Вернуться к началу документа

Вы можете сохранить статью и поделиться с друзьями: