Беседы с учителем. ПЕРВЫЕ ЗАНЯТИЯ НА ПРОГУЛКАХ И ПЕРЕМЕНКАХ

Главная > Методические материалы > На пороге школы > Беседы с учителем. ПЕРВЫЕ ЗАНЯТИЯ НА ПРОГУЛКАХ И ПЕРЕМЕНКАХ
Беседы с  учителем. ПЕРВЫЕ ЗАНЯТИЯ НА ПРОГУЛКАХ И ПЕРЕМЕНКАХ

Беседа третья

 

Вы помните, что в «сложение рук на парте» я не играю. Но в другие игры - пожалуйста. Только игры у нас будут не дидактические, а самые что ни на есть настоящие.

 

БЕЗ ИГРЫ ДЕЛА НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ

Я пришла в начальную школу зрелой учительницей с пятнад­цатилетним стажем. Мне удавалось ладить с любым подрост­ком и со всеми классами от пятого по десятый. Каково же было моё удивление, когда я поняла, что не могу организовать рабо­ту в первом классе! Поймите меня правильно. Я хорошо готови­лась к занятиям - и по состоянию, и по материалу. Но я всегда имела дело с учениками, а здесь передо мной были дети, ми­лые, прелестные.

Чему же их надо научить?

От чего же я растерялась, когда пришла к первоклашкам? Как ни странно, от обилия индивидуальностей. Один ребёнок начал, другой ещё и не собирался выполнять данное мной за­дание. Третий полез в портфель да там и застрял. И так у всех - вплоть до «Я пойду домой, мне пора есть».

Я с ходу запретила себе быть жёсткой, и уж тем более - по­вышать голос. Орать на малых детей я, как учитель, не могла себе позволить. Как же обучать?!

Мои размышления привели меня к тому, что начинать надо с воображения, памяти, фантазии, с концентрации внимания, с тренировки сдержанности, волевых усилий. У кого же этому мож­но научиться? Мне в руки попали книги П.М.Ершова «Техноло­гия актерского искусства» и «Режиссура как практическая психология». Я поняла: вот тот источник, который напитает меня и научит общению детей. С этого времени театральная педагогика Ершовых - Петра Михайловича и его дочери Александры Петров­ны - стала практическим руководством к действию. Мне пришлось сесть в группу, в один круг с подростками, к их ученику и последо­вателю Вячеславу Михайловичу Букатову, который вёл тогда те­атральную студию во Дворце пионеров на Ленинских горах...

Вы помните, что «в сложение рук» я играть не хочу. Но вот в другие игры - пожалуйста. Вот он, первый выход. Только игры у нас будут не дидактические, а настоящие.

 

СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА. НЕНАСИЛЬСТВЕННАЯ ТИШИНА

Вас, дорогие учителя, больше всего волнует дисциплина в классе. Давайте попробуем найти возможность установления в любой момент мгновенной, но не насильственной тишины.

Соберём ребят в центре класса. Вообразим зимние игры: кто - на санках, кто - на лыжах, кто - в снежки. Дети включаются в игру. Тут появляется Снежная королева. Она всех заморажива­ет («Замри!») в той позе, в которой застанет. Того, кто пошеве­лится, она уводит в своё царство. Возвращаясь, она приводит с собой снежинки (тех, кого увела). Они вместе с королевой наблюдают за замерзшими. Игра идёт до тех пор, пока не останут­ся три человека. Это победители игры.

Вход королевы сопровождается возгласом, который потом может использоваться в любой момент занятий: «Замри!», «Стоп!».

 

ПОДВОДНЫЙ МИР

А теперь можно усадить ребят по двое за одну парту, раз­дать им листочек один на двоих и предложить изобразить под­водный мир. Но предварительно пусть по очереди расскажут о нём те, кто был этим летом на море. А те, кто знает море только по телевизору, будут дополнять.

Почему я дала листик не каждому? А чтобы определить воз­можности детей к умению договариваться друг с другом. Это очень важный момент жизни в классе. В любой работе необхо­димо согласие.

Листочки подписывают оба рисующих - так, как они умеют: именами, или только начальными буквами имени, или просто крестиком, звёздочкой или ромашкой, если буквы кто-то не зна­ет. Ведь к пяти годам это не редкость - не знать буквы.

Разбирая рисунки, выясняем, какие жители моря изображе­ны. Обсуждаем, как они двигаются, шевелятся. Сейчас, в игре, они оживут. «Море волнуется - раз, море волнуется - два, море волнуется - три», - говорит ведущий. Играющие изображают подводный мир. Ведущий стоит в центре круга, а остальные - по кругу.

«Морская фигура, замри!» Все замирают. Ведущий прикос­новением руки оживляет фигуру и пытается угадать, что это такое. Ожившие присоединяются к ведущему и дальше угады­вают вместе.

Занятия как бы перетекают одно в другое. Теперь неплохо бы и к книжке обратиться.

Проглядывая листочки, учитель может увидеть тех, кто смог написать не только имя, но и фамилию.

 

ОБЩАЯ КНИЖКА

Следующий вопрос: «Кто какие книги любит?» Это не толь­ко любопытство, но и продолжение знакомства: кто сам чита­ет, кому-то читают (интересно, кто?), кто умеет по картинкам рассказать прочитанное ему. Всё это учитель фиксирует у себя на листочке каким-либо значком.

Мы не будем читать буквари. Читать будем сразу книги. В ходе беседы выясняется одна книга, которую можно выбрать для общего чтения. Сегодня, например, выбираем сказку Пуш­кина о золотой рыбке. Кто-то из ребят может прочитать, кто-то - рассказать, а некоторые даже наизусть знают какие-то кусочки...

И снова необходима разминка-переменка. «Давайте послу­шаем шумы за окном. Кто что слышит?». И вновь в классе ти­шина, но не мертвая, а нацеленная на вслушивание. Листья, чьи-то шаги, ветер, трамвай, детские голоса - да мало ли!

 

АКВАРИУМ

Пора проявить себя ярче и знатокам букв. За шторкой откры­вается нарисованный аквариум, где среди подводного мира «пла­вают» и буквы. Их не сразу разглядишь. Они притаились, спрята­лись. Эту таблицу-алфавит придумал для детей мой учитель сло­весности, мудрый и чуткий Владимир Николаевич Протопопов.

Буквы можно загадывать. «Я знаю букву справа от розовой рыбки». «А буква, с которой начинается моё имя, - в самом вер­ху, слева от водорослей над цифрами». Здесь можно с другом пообщаться, помочь ему в поиске, ориентируя его в простран­стве «Аквариума».

 

РАЗ-ДВА-ТРИ-ЧЕТЫРЕ-ПЯТЬ

Снова садимся в полукруг за парты, достаём математичес­кий материал. Делаем полоску цифр от 1 до 9 из деревянного набора. Играем в парах по очереди: один показывает выбран­ную цифру, другой выкладывает сколько-то треугольничков, квад­ратиков или кружков.

И снова нужен перерыв в сидении. Выходим в серединку и разучиваем считалки, которые начинаются с «раз, два, три, че­тыре, пять...». По считалкам объединяемся в группы по пять человек. Каждая группа строит себе стол из парт. Чашки, блюд­ца и ложечки расставлены, столы накрыты, одна группа пригла­шает другую на чаепитие. Так мы ходим друг к другу в гости. День очень насыщенный, но неутомительный.

Собираемся домой и идём к своим родным довольные и сча­стливые.

 

НАРАВНЕ

А учитель делает свои уроки. Сразу по горячим следам запи­сывает свои воспоминания за целый день, отмечая, кто что умеет и кто в чём себя проявил. Кто с кем работал дружно, а кто подру­жился именно сегодня.

 

Мы ищем помощников среди детей. Сегодня - одни, завтра - другие. Но самое главное - умелые наравне с нами, учителями, будут учить своих одноклассников.

Девиз нашего класса: «Научился сам - научи других!»

 

Набор игр записан в книге А.П. Ершовой и В.М. Букатова (Возвращение к таланту. Педагогам о социоигровом стиле работы. Красноярск, 1999 г. или Хрестоматия игровых приёмов обучения: Книга для учите­ля. — М: Издательство «Первое сентября», 2000).


Вернуться к началу документа

Вы можете сохранить статью и поделиться с друзьями: