В летнем лагере. Познакомимся?

В летнем лагере. Познакомимся?

Универсальность учителя в том, что ему приходится (а кто-то скажет "посчастливилось") работать летом в пришкольном лагере, а для любителей экстрима либо романтиков, чья душа не знает покоя и рвётся к общению, творчеству, природе, начинается смена в загородном лагере. Здесь важно увлечь и не растерять потом этот запал в течение смены. И, как у каждого вожатого и воспитателя, кто много лет работает с детьми в лагере, накопился приличный багаж игр, затей, забав, конкурсов, викторин и ещё всякой всячины! Постараюсь собрать и систематизировать материал.

Начнём с игр на знакомство. Есть ребята, которые ездят в один и тот же лагерь годами, знают законы лагеря, тут же встречают приятелей, и воспитателей по имени-отчеству помнят. Но обязательно в отряде есть дети-новички, даже среди старших. Всех перезнакомить и установить контакт между воспитанниками отряда - основная цель первого дня смены. Оптимисмистически-приподнятое настроение, доброжелательный тон, улыбка, готовность ответить на любой, даже самый провокационный вопрос, и арсенал игр и забав, в которые Вы будете играть всё время, пока ждёте окончания регистрации, распределения по корпусам (в каждом лагере свои режимные причуды), прогулки по территории лагеря. Просто гулять по лагерю скучно, особенно для знатоков законов и границ. Поэтому  каждую остановку, на которой Вы ненавязчиво напоминаете правила поведения у бассейна, пирса, центральных ворот и т.д. можно сопровождать игрой.

Как тебя зовут?

Меня зовут...

Вожатый начинает игру:

- Меня зовут Анна и я умею делать так (показывает забавное движение).

Все повторяют имя и показанное движение:

- Её зовут Анна, она делает так...

Игра идёт по кругу, представляется каждый.

Снежный ком

Первый назвает своё имя, второй повторяет имя первого и называет своё, третий - имена первого и второго и своё... Сложнее всего тому, кто оказался последним. Помогите ему! А вожатый завершает игру.

 

Вожатый. А теперь каждый назовёт своё имя.

Три, четыре... (Кричат? И пусть покричат).

Вожатый. Я услышал Сашу, Вику, Игоря, Руфину. Чьё имя не услышал?

Тогда ещё раз...

Вот теперь всех услышал и запомнил, пробую повторить...

 

Дразнилка (можно Ассоциация)

Каждый к своему имени придумывает смешное прозвище-ассоциацию. Когда сам посмеялся над собой, другому это будет не интересно. Например, Стас-папуас или Я - Иришка, у меня смешная стрижка. Всё зависит от возраста детей, их способности проявить чувство юмора.

 

Восемь листочков

Число - не столь важно в игре. Листочков может быть пять или девять. Всё зависит от свободного времени, от эмоционального настроя ребят. Играть лучше в корпусе, на веранде, где можно уютно расположиться и немного отдохнуть.

У каждого листок бумаги, который он должен разделить на 8 (5 иди 9) частей. На каждый листочек нужно что-то сказать о себе. Этакая самопрезентация. А число листочков будет сдерживать словоохотливых и, напротив, поможет настроиться на разговор молчунов и застенчивых ребят.

 

Знакомимся ближе или "Миксер"

Для игры можно разделить ребят на 2-3 команды, в зависимости от количества участников. Чтобы не было обид, вожатый может сделать это по своему усмотрению. Я использую старые открытки, которые заблаговременно разрезаю на нужное количество частей. Ребята составляют части открытки, формируя команду. Можно на обратную сторону наклеить цверную бумагу, тогда будет видно, где команда "Красных", "Оранжевых" и т.д. А картинка-пазл и будет первым конкурсом.

Задания командам:

1. Придумать название команде.

2. Построиться по росту. Кто быстрее?

3. Узнать имена игроков, встать так, чтобы перве буквы имён следовали в алфавитном порядке.

4. Построиться по цвету волос (глаз)...

5. Вся команда выстраивается так, чтобы получился круг, ромб, треугольник, квадрат. Для ребят постарше можно предложить выстроить буквы названия отряда, команды, лагеря.

6. Загадки (поочерёдно каждой команде) от вожатого или от противоположной команды.

7. Конкурс капитанов.

- Сколько мальчиков-девочек в твоей команде?
- Назови имена девочек (мальчиков или всех членов команды).
- В каких классах учатся ребята?

8. Патомима.

В этой игре хорошо прослеживаются личностные качества ребят. Если внимательно наблюдать за происходящим, можно выявить лидеров и дезорганизаторов.

1 вариант. Вожатый предлагает вытянуть листочки со словами (плывёт, едет на лыжах, скачет на лошади, играет в футбол...). Команды инсценируют задания, показывают соперникам. Задача артистов - изобразить понятно, задача зрителей - понять, какое действие демонстрирует противник.

Вожатый. Где вы были, что видели?
Дети. Что мы видели не скажам, а что делали покажем.

2 вариант.

Всей командой изобразить зоопарк, оркестр, пассажиров в автобусе, футбольный матч с голкипером, болельщиками, тренером.

8. Спеть песню о лете, о погоде, о животном, колыбельную.

9. Пальчики.

   

Сколько пальцев покажет ведущий, столько игроков команды сделает шаг вперёд.

10. Посчитаем?

Каждая команда получает карточки с цифрами от 0 до 9. Игроки разбирают карточки (можно на скотч прикрепить к одежде) и ждут вопроса вожатого. Как можно скорее составляют и демонстрируют результат. 

- Сегодняшнее число?
- Игроков в команде?
- Сумма чисел 15 и 4?
- 7Х8? и т.д.

11. Придумай продолжение истории.

Вся команда строится в шеренгу. Вожатый предлагает фразу, например "Шли друзья по лесу". Каждый игрок по порядку придумывает предложение - продолжение истории. Чья история окажется самой смешной, та команда побеждает.

Подводим итоги: как правило, побеждает ДРУЖБА (но для принятия этого справедливого решения вожатый в течение всей игры должен внимательно наблюдать за ситуацией, выравнивать которую придётся, если команды получились не совсем равные по возможностям).

 

Я вам дарю...

книгу (листают),
руль (управляем автомобилем),
лыжи (катим по лыжне),
расчёску (парикмахерская в действии) и т.д.

Дождик

Ой, вот и дождь пошел. 1 капелька (указательным пальцем правой руки хлопаем по ладошке левой руки), 2 капельки (два пальчика), 3 капельки - звук дождя нарастает, 4 капельки, 5 капелек, сильный дождь, ливень (аплодисменты). Но вот ветер разогнал тучи, сквозь них выглянуло солнышко, дождик стихает, 4 капельки, 3 капельки, 2 капеьки, 1 капелька,  закончился дождь!

И все успокоились, можно говорить что-то важное.

Когда ждать не скучно

Сантики-фантики-лимпомпо...

Игра проходит в кругу. Выбирается два водящих. Один из которых  остаётся в круге, среди ребят. Он будет придумывать, демонстрировать смешные движения, стараясь постоянно их менять, но так, чтобы второй водящий не заметил от кого идёт смена действия. Все участники игры синхронно повторяют за водящим движения, дружно приговаривая: "Сантики-фантики-лимпомпо". Второй водящий остаётся за кругом. Он выходит из круга и ждёт, когда его пригласят. Второго водящего приглашают, когда ребята дружно выкрикивают слова игры и "вытанцовывают" движения. Встав в круг, обращаясь вокруг себя он постарается догадаться: кто тот водящий, который придумывает и показывает действия. Угадал - становищься водящим, второго водящего выбирают снова. Игра весёлая и динамичная.

У тёти Моти

Ещё одна довольно подвижная игра в кругу, сопровождаемая шуточными стихами. Ведущий ритмично произносит слова (ребята быстро их запомнят и будут произносить их вместе) и демонстрирует действия, играющие повторяют.

У тёти Моти четыре сына,
Четыре сына у тёти Моти.
Они не ели, они не пили,
А по-вто-ря-ли так...

Ведущий называет часть тела, которая будет двигаться в ритм со словами, и показывает движение. Начнём с правой руки (её можно вытянуть вперёд и встряхивать кистью или поворачивать кисть), затем подключается и левая рука (сложнее, когда движения не одинаковы). Так поочерёдно в движение приходят ноги, плечи, голова. К концу игры все разгорячённые, смеющиеся, чудные человечки, совсем не похожие на тех насупившихся важных и заносчивых отдыхающих, с котороми Вы познакомились час назад.

Есть ещё вариант этой игры на слова:

Сто пионеров в одном отряде,
В одном отряде сто пионеров.
Они играют, они танцуют
И ве-се-ло жи-вут!
И танцуйте себе на здоровье, точнее - не только себе, но и детям!
Третий вариант этой игры:
В зелёных джунглях сто папуасов,
В зелёных джунглях сто папуасов,
В зелёных джунглях они играют,
Они танцуют и не скучают ни-ко-гда.
Правая рука (машут ею),
Левая рука (машут обеими).
Правая нога (машут обеими рками и топают одной ногой),
Левая нога (машут обеими руками и топают обеими ногами).

 

Месим, месим тесто

Играем в кругу, взявшись за руки, повторяя слова: "Месим, месим тесто! Месим, месим тесто!", сходимся как можно плотнее. Со словами :"Раздувайся пузырь да не лопайся! Раздувайся пузырь да не лопайся!" расходятся как можно шире, стараясь разорвать круг. Те, кто не сумел удержать рук вместе, разорвал круг, встают в центр, их "месят". Но и те, кто в кругу могут помогать спиной разорвать круг-"пузырь". Сильные и ловкие обычно становятся победителями.

Водяной

Игра старинная, но современные дети тоже играют в неё с увлечением. Ребята беруться за руки и движуться хороводом, проговаривая слова:

Водяной, Водяной!
Что сидишь ты под водой?
Выходи не в шутку
Хоть на одну минутку.

Водящий-водяной сидит, стоит в центре круга с завязанными глазами. Когда дети проговорили слова, водяной показывает на кого-нибудь рукой и на ощупь пытается угадать, кто это. В случае, если угадал, опознанный становится ведущим. Допускаются шуточные нарушения правил игры.

Арам-шим-шим

Ребята становятся в круг поочерёдно мальчик-девочка, беруться за руки. Водящий находится в центре круга, закрыв глаза, вытянув вперед руку, вращается вокруг себя в противоположную движению общего круга. Ребята вместе произносят "заклинание":

Арам-шим-шим, арам-шим-шим.
Арамия-дульсия - посмотри-ка на меня!
И раз, и два, и три!

Водящий указывает на кого-нибудь (мальчик на девочку и наоборот, перемещаясь по часовой стрелке). Выбранный и водящий становятся в центре круга друг к другу спиной, а ребята хором: "И раз, и два, и три!"

На счёт "Три" оба поворачивают головы. Если в одну сторону - целуют друг друга в щёчку (можно обняться), если повернулись в разные стороны - жмут друг другу руки.

 

Вечером в отряде в первый или во второй день заезда хорошо поиграть в"Мы пришли в театр" и знакомство продолжится, а вожатый узнает о талантах своих воспитанников и наметит номера художественной самодеятельности.

Мы пришли в театр

Ведущий. Мы пришли в театр.
Дети. Да-да-да!
Ведущий. Заиграли флейты.
Дети. У-лю-лю!
Ведущий. Загремели барабаны.
Дети. Бум-бум-бум!
Ведущий. Открывается занавес.
Дети. Вжик-вжик!
Ведущий. Выходит один разбойник и говорит...
Первый разбойник (разбойников выбирают до начала игры). А не создать ли нам банду?
Ведущий. Выходит другой разбойник и говорит...
Второй разбойник. А кто будет атаманом?
Первый разбойник (указывает на любого). Он!
Тот, на кого указали спрашивает: "А что я для этого должен сделать?"
Второй разбойник (советуется с ребятами). Спеть (рассказать смешную историю, загадать загадку, то, что захочет сам...)
Игра продолжается.

 

Что ещё можно сделать в первый день?
Игры с залом
Подвижные игры
Зоологическая разминка
Игра-путешествие
Конкурсы для детей

Вернуться к началу документа

Вы можете сохранить статью и поделиться с друзьями: