В мире кодов

Главная > Уроки > Информатика > В мире кодов

 

Урок информатики в 3 классе по теме:


В мире кодов


Учебник-тетрадь по информатике для 3 класса / Тур С.Н., Бокучаева Т.П.

 

 

Цель урока: научить учащихся кодировать информацию.

 

Задачи: дать понятие о видах кодировок и их использовании, воспитывать познавательную потребность, интерес к предмету,  развивать внимание, наблюдательность, память, логическое мышление.

 


ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Сегодня мы с вами отправимся с мир кодов, познакомимся со способами кодировок и сами попробуем кодировать

 

2. Повторение материала прошлого урока.

Дети представляют классу подготовленную информацию о животных (проверка домашнего задания).

 

Вопросы классу:

а) какие вы знаете формы представления информации?

 Ответы: (зрительную, звуковую, вкусовую, запахи, осязание).

 

б) в какой форме представляется информация в компьютере?

Ответы: (символьной - буквами, цифровой, графической, звуковой, видео).

 

Актуализация знаний

Учитель демонстрирует примеры, учащиеся указывают, в каком виде представлена информация в следующих примерах:

  • книга (символьный);
  • плитка шоколада (вкусовой);
  • репродукция картины (графический);
  • музыка (звуковой);
  • год рождения (числовой).

 

Работа в парах

Предлагается кроссворд, составленный на основе терминов, введённых на предыдущем уроке.

 


  1. Наука о способах и методах обработки, передачи и хранения информации.
  2. Канал передачи информации.
  3. Внешний носитель информации.
  4. Устройство для переработки, хранения и работы с информацией.
  5. Свойство информации.

ПРОВЕРКА:

1. Информатика. 2. Односторонний. 3. Дискета. 4. Компьютер. 5. Полнота.

 

3. Объяснение нового материала (сопровождается презентацией).

 

 

Сигналы:

  •       световые;
  •       звуковые;
  •       тепловые;
  •       электрические;
  •       в виде жеста;
  •       в виде движения;
  •       в виде слова и т. д.

 

Итак, мы с вами повторили, что информация может поступать от источника к приёмнику с помощью условных знаков или сигналов самой разной физической природы. Например, сигнал может быть световым, звуковым, тепловым, электрическим или в виде жеста, движения, слова, сломанной веточки на дереве, другого условного знака.

 

Для того, чтобы произошла передача информации, приёмник информации должен не только получить сигнал, но и расшифровать его. Так, услышав звонок будильника, ученик понимает, что пришло время просыпаться и собираться в школу. Телефонный звонок означает, что кому-то нужно с вами поговорить. Звонок в дверь сообщает, что кто-то пришел, а школьный звонок собирает ребят на урок или оповещает их о долгожданной перемене.

 

Необходимо заранее договариваться, как понимать те или иные сигналы, другими словами, требуется разработка кода.

 

Код – это система условных знаков для представления информации.

 

Кодирование – это представление информации с помощью некоторого кода. Кодирование информации - это преобразование информации в удобную форму. 

 

Текст кодируется символами: буквами и знаками препинания, причём одна и та же информация может кодироваться по-разному: по-русски, по-татарски, по-английски, по-французски и т.д. Например: школа – мэктэп – ecole - school.

 

Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Знаки, используемые для кодирования, называются алфавитом. Знаки, входящие в алфавит могут, быть знакомыми нам буквами, цифрами, символами (например, нотами), более сложными изображениями (дорожными знаками) и т.д.

Способ кодирования (форма представления) информации зависит от цели, ради которой осуществляется кодирование. Такими целями могут быть сокращение записи, засекречивание (шифровка) информации, удобство обработки и т.п.

 

Чаще всего применяют следующие способы кодирования информации:

  •  числовой – с помощью чисел; Числа кодируются цифрами (арабскими или римскими).Например: 54- LIV.
  •  символьный – с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст; Радисты на кораблях передают сообщения по рации при помощи специальных сигналов азбуки Морзе (точек и тире).Например, сигнал бедствия SOS это ... _ _ _ ...
  • графический – с помощью рисунков или значков.

 

Алфавит -  знаки, используемые для кодирования.

Знаки, входящие в алфавит могут, быть знакомыми нам буквами, цифрами, символами (например, нотами), более сложными изображениями (дорожными знаками) и т.д.

 

 

Посмотрите, как кодируется информация с помощью цифр, а значит познакомимся с числовым способом кодирования информации. Скажите пожалуйста, как оцениваются ваши знания? (Ответы ребят).

 

Итак, код используется для оценки знаний в школе (число «5» – код отличных знаний, «4» – код хороших знаний, «3» – удовлетворительных, «2» – плохих).

Что означает индекс на почтовом конверте?

 

Скажите ребята, знаете ли вы какими цифрами вы пользуетесь на уроках математики? (Ответы ребят – арабскими).

 

Хорошо, а еще с какими цифрами вы знакомы? (Ответ ребят – с римскими).

 

Где вы можете увидеть римские цифры, которыми кодируется какая-то информация? (Ответы ребят).

 

Итак, вы сказали, что запись римскими цифрами используется на циферблате часов, на уроках истории вы тоже видели такую запись, ей обозначаются века.


Сравним арабские и римские цифры:

 

 

 

Закодируйте римскими цифрами числа 3, 4, 6.

 

Молодцы, значит мы можем сделать вывод если перед  V стоит I, то из числа 5 вычитается единица, и наоборот если число I стоит после числа V, то единица прибавляется.

 

Итак, мы попробовали кодировать информацию с помощью цифр, а теперь познакомимся с символьным способом кодирования информации, при таком способе кодирования используется тот же алфавит, что и исходный текст. Например, на уроках русского языка вы кодируете информацию используя буквы русского языка, на уроках английского языка – буквами английского языка, мы с вами познакомимся с алфавитом кода Морзе.

 

В 19 веке люди научились передавать информацию по телеграфу. Как же они кодировали буквы, ведь её в электрический провод никак не поместишь. Значит, надо было представить эту букву так, чтобы ее удобно было передать с помощью электрического тока. Над этим работал Самуэл Морзе. О нем нам расскажет Женя (сообщение о жизни Самуэла Морзе в сопровождении презентации).

 

     

 Самуэл Морзе придумал код Морзе, который представлен в таблице.

 

Закодируйте слово с помощью «Таблицы кода Морзе».

 

Разберем третий способ кодирования информации– графический, с помощью рисунков или значков.

 

Ребята, вспомните. как вы вели дневники наблюдений за погодой? Как вы обозначали осадки?

 

Значит, вы с помощью рисунков обозначали осадки и тогда, в любой момент посмотрев в свой дневник наблюдений, вы могли ответь были ли осадки в конкретный день.

 

Демонстрация вариантов графических кодов.

 

4. Рефлексия.

Итак, ребята, скажите, пожалуйста, о чем вы сегодня узнали на уроке:

Какие существуют способы кодирования информации?

Что значит закодировать информацию числовым способом?

Что значит закодировать информацию словесным способом?

Что значит закодировать информацию графическим способом?

 

 

5. Домашнее задание.

Расшифруй закодированный тексты.


 

 

 

Придумать свою кодировку зарисовать её и закодировать с её помощью любую пословицу.

 


Вернуться к началу документа

Вы можете сохранить статью и поделиться с друзьями:





Комментарий
Наиля

Ответ #1 дата : 23-09-2010, 00:28:50
5++++++++++++++++++++++++++++++