Моё педагогическое эссе

Главная > Обо мне > Моё педагогическое эссе

Эссе «Моя педагогическая философия»

 

                           Как мозаику жизнь из кусочков сложу,
                           Каждый в памяти я, не в руках, удержу.
                           Вот кусочек любви... Жаль, что крохотен он,
                           Но звездою горит среди серых времен!
                           Вот удачи момент, рядом – счастья туман...
                           И его отпущу в прошлых дней океан.
                          Сколько жить? Как проплыть между рифов и скал?
                          Свет в душе сохранить и найти, что искал?

            Каждый человек ищет свой путь в бурных потоках времен. Говорят, нас по жизни ведет незримый ангел. Мы выбираем друзей, профессию; испытывая желание чего-то добиться, накладываем на нить провидения собственную волю. Итог наложения, переплетения этих путеводных нитей – жизненный путь человека.

            Здравствуй, дорога, ведущая меня к детям – дорога в жизнь. Размеренно, с наслаждением пройду каждый твой метр, вдыхая свежий утренний воздух. Здравствуйте, небо, солнце, деревья! Хорошо и радостно проходить этот путь – он ведет меня из тихого дома в иной мир, полный шумных детских голосов, как бурлящий поток накатывающий на тебя с порога. С трепетом жду этой встречи!

           Звенит звонок, все на своих местах, настроены серьезно, ждут команды! Вам это не напоминает оркестр?.. Урок – это сюита, а учитель - дирижер, и надо преподнести порой сложный материал так, чтобы заинтересовать и вдохновить.

           Все музыканты готовы к исполнению произведения.  Каждый сыграет на уроке свою партию.  Затаив дыхание, исполнители следят за едва уловимым жестом дирижера. Передо мной партитура – конспект урока, продуман заранее, но никогда нельзя быть уверенным, что урок пойдет по точно заданному плану. Возможно, кто-то сымпровизирует – отойдет от нот – добавит свой аккорд, но не испортит целостности музыкальной картины, а сделает ее особенной, неповторимой. Зазвучали первые ноты, звуки мелодии нарастают, усиливаются.

           Солирует трио сопрано – у доски возникла дискуссия! (Прекрасно! Дети пытаются отстаивать свое мнение). Виртуозно владеют материалом «духовые»: порывисто и звонко выводят они самый яркий аккорд – вот она проблемная ситуация на уроке! А дирижер не властвует, а незримо ведет к разрешению «конфликта». Низкий бархатный голос контрабаса успокоит и позволит осознать, насколько великолепно разрешается ситуация, и уже не так пугающе неясна задача, поставленная громким атакующим барабаном. Завершающую часть исполнит флейта. Яркий последний штрих – интрига произведения. А каково же будет продолжение? Нельзя поставить точку последним аккордом. Конец урока – это не окончание темы. Пусть останется разочарование, что не все еще ясно и так хочется скорее повторить, узнать продолжение...

                           Педагогика... Игра на струнах душ
                           В сольном исполнении, в оркестре...
                           Звучит сюита или туш?
                           Исполняй же музыку, маэстро!
                           Дети – наш чуткий инструмент:
                           Ты сфальшивишь – и не отзовутся...
                           Так умрет мелодия. В момент
                           Понимания струны оборвутся!

          И вот, работа завершена, можно идти отдыхать! Но критичный руководитель-дирижер вдруг заметит некоторые недостатки, потом еще, еще – и работа уже совсем не нравится. Снова за дело: новые аранжировки, репетиции, концерты. Процесс совершенствования мастерства кажется нескончаемым. Когда музыкант находит свое произведение законченным, он получает большое удовлетворение от проделанного труда. Но придет черед критиков. Здесь можно ожидать чего угодно: похвалы, признания, одобрения и полного разгрома. Музыкант зависим от мнения толпы, критиков, которые могут не принять муки его творчества.

          В своей работе я испытываю подобные моменты. Возникают сомнения: смогу ли я передать то, что чувствую, знаю, донесу ли я то – самое важное, что должно остаться в сознании и душах детей?

          Желание выразить себя и опасения быть непонятой – чувства, которые заставляют меня совершенствоваться, искать новые подходы в обучении моих пытливых малышей. Жизнь не стоит на месте. Для меня – это нескончаемый процесс творчества, к которому  я причастна, и могу чувствовать изменения и вносить свои оттенки в картину бытия.

          Мое поколение выросло в обстановке звуков горна и барабана, пионерских и комсомольских клятв, когда ответственность перед обществом была превыше личных интересов. Кто же, как не мы, будет учить ребят организовывать ученическое самоуправление, развивать  в учениках терпение и приятие других, воспитывать уважение к старшим, развивать чувство гордости за свою Родину, любовь к труду? А еще держаться на сцене, читать стихи, вести программы? В общении с детьми педагог и раскрывает себя. Творческий процесс – создание спектакля, представления, любого общего дела – доставляет мне и моим ученикам огромное наслаждение. В эти минуты я и артист, и постановщик, и  психолог, и художник, и вдохновитель...  Когда вокруг дети, и они увлечены общим делом – чувствуешь, что ты счастлив, что все не зря! И ты испытываешь огромное удовольствие, когда ученики с интересом берутся за любое дело, с восторгом сообщают о своих свершениях, успехах или ждут совета в случае неудачи. Они идут по своему пути, им нельзя мешать, но быть всегда рядом – это важно! Но чтобы зажечь других, ты должен сам не тлеть, но гореть. Как прожить так, чтобы не иссякла энергия творчества? Терзают вопросы: интересна ли я ребятам, что могу дать им полезного?

         Найти рецепт учительского успеха – мечта любого педагога. Но такого рецепта не существует. А составляющие моего рецепта: Доброта, Честь, Искренность, Справедливость, Достоинство, Профессионализм.

         Пусть любовь согреет  моих учеников в трудную минуту, пусть знания помогут обрести место в жизни, а человеческие качества – выстоять и победить.

         «Урок окончен», – говорю я ребятам, но каждый раз знаю, что урок мой будет продолжаться. И продолжать его будет сама жизнь...

                       Ученье – не нравоученье,
                      Ребёнок, словно пилигрим:
                      Он странник в мире слов и знаний,
                      Мы вместе этот мир творим!..

Вернуться к началу документа

Вы можете сохранить статью и поделиться с друзьями:
В Мой Мир Tweet





Комментарий
Наталья Витальевна

Ответ #6 дата : 09-12-2011, 07:30:41
это актуально и просто Вы педагог с большой буквы!

Комментарий
ЕЛЕНА САИТБАТАЛОВА

Ответ #5 дата : 24-11-2010, 20:39:30
КАКИЕ ПРЕКРАСНЫЕ СЛОВА! ПРОСТО ЗДОРОВО!

Комментарий
Светлана

Ответ #4 дата : 09-11-2010, 16:18:29
Леночка,вы большая умница!

Комментарий
admin

Ответ #3 дата : 12-10-2010, 23:34:48
Если есть о чём философствовать, вперёд! Елена Кузьмина
Последняя правка: Октябрь 12, 2010, 23:35:34 пользователем admin  

Комментарий
Anonymous

Ответ #2 дата : 12-10-2010, 18:44:18
а можно на тему моя ученическая философия??

Комментарий
Аклима Ниязовна

Ответ #1 дата : 28-07-2010, 09:01:40
прекрасное эссе! Ваши слова выражают,наверное,мысли большинства учителей,работающих по призванию.Успехов вам, буду болеть за вас!
виды фундаментов http://agro-archive.ru/