Беседы с учителем. ОЦЕНКА ОТМЕТКЕ РОЗНЬ

Главная > Методические материалы > На пороге школы > Беседы с учителем. ОЦЕНКА ОТМЕТКЕ РОЗНЬ
Беседы с учителем. ОЦЕНКА ОТМЕТКЕ РОЗНЬ

Беседа шестая

Почему учителя так держатся за отметку? Да потому, что им надо заставить ученика. И нет в душе мысли, что необязательно заставлять, что ученик сам хочет узнавать новое и интересное. Если, конечно, мы выстроим урок так, чтобы ему хотелось встречаться с нами и трудиться вместе.

 

ЭТО НЕСПРАВЕДЛИВО

Дети приходят в школу из разных семей. Один жил свои семь лет в благополучной полной семье. За ребёнком следили и за­ботились все члены семьи. Он мог посещать разные кружки: художественные, музыкальные, спортивные. Свободная от ра­боты бабушка читала внуку или внучке книги, а то и вовсе на­учила читать. Другой был в саду. Там он тоже получил опреде­лённые знания.

А третий был брошен на произвол судьбы. Ему не покупали книг. К семи годам он не знал ни одного стихотворения. Если же теперь, с самого начала, я буду ставить им отметки, то это несправедливо.

 

ФЛАЖКИ И РОЖИЦЫ

В 1974 году Министерство образования запретило ставить отметки в первом полугодии первого класса. На мой взгляд, очень мудрое решение!

Ретивые же учителя были сильно расстроены. «Как же тог­да мы заставим их учиться?» - стонали они. И тут же изобрели вместо отметок звёздочки, флажки и рожицы. Некоторые флаж­ки расцвечивались красным и чёрным цветом. Другие учителя наклеивали звёздочки, чтобы родители могли понять, какая у ребёнка отметка - тройка, четвёрка или пятёрка.

Ну и что? Вы думаете, что семилетний ребёнок не станет нервничать, оттого что у соседа есть звёздочки, а у него нет? Естественно, станет. Если у него сразу что-то не получилось, то его переживания улучшений в учёбе ему не принесут.

Рожицы - те же отметки. Но они хотя бы не указывают циф­ровой результат, а только выражают отношение учителя к дан­ной работе: доволен он ею или не доволен.

Почему же учителя так держатся за отметку? Да потому, что им надо заставить ученика. И нет в душе мысли, что необяза­тельно заставлять, что ученик сам хочет узнавать новое и ин­тересное.

 

ПЛЕТЬ ИЛИ ОЦЕНКА ТРУДА?

Не секрет, что отметкой нередко пользуются как плетью. От­влекся на уроке - 2. Не сделал задание - 2. Не подготовился к уроку - 2. Впрочем, не очень понятно, почему и за что 2, а не 1? Неясно, что именно отмечается баллами.

Хотя в министерских предписаниях по поводу выставления отметок за контрольные работы чёткие указания: 1-2 ошибки -четвёрка; 3-5 ошибок - тройка; 6-7 ошибок - двойка; более 7 -единица.

Обратите внимание, что в инструкции выставляемые отметки не зависят от человека (ни от учителя, ни от ученика). А в классе? Все учительские отметки субъективны. Одному мы ставим три, другому за тот же ответ или работу - четыре. Это право учителя, который понимает вклад ученика в представленный отчёт-ответ.

По существу, мы не отметку ставим, а оцениваем труд (а точнее, вклад) ребёнка. И думаю, что мы правильно поступаем.

 

КАК ЭТО - БЕЗ ОШИБОК?

Мне никогда не было понятно, зачем многие учителя в началь­ной школе требуют от ученика безошибочной домашней работы.

Как же можно учиться без ошибок? Не ошибается только тот, кто уже всё знает. А если знает, то зачем этому учиться?!

Тому, кто осваивает себя в предмете, нужна наша помощь. И конечно, ребёнку надо дать верное направление в дальней­шем продвижении. Откуда же мы узнаем, что для данного ре­бёнка правильно? Да из его ошибок!

Вначале, когда ребёнок делает первые шаги, его нельзя сте­гать, а то руки у него опустятся. Вспомним, как шагает малыш. Ручки у него выставлены, чтобы ощупывать. А уж падать - так на них. Наш ученик тоже всё ощупывает, пробует!

Есть удивительная школа в Москве - «Школа самоопреде­ления». В этой школе отметок не ставят до седьмого класса. По-моему, это очень разумно!

 

РУКА, ПОДДЕРЖИВАЮЩАЯ, А НЕ КАРАЮЩАЯ

Очень важно оценивать результат работы детей в словах. Это могут быть отметки ручкой (не красной!) на тетрадных по­лях - «Молодчина!», «Умница!», «Вот это да!» и т.п. Эмоцио­нальный настрой учителя подскажет ему, какие слова написать.

Здесь можно отмечать не только удовлетворённость работой, но и неудовольствие: «Как же это ты, а?!». Или «Поищи в этой строчке неверное решение (или ошибку)» - это уже совет. Сове­тами мы будем помогать дальнейшей учёбе или возврату ребён­ка назад, к забытому, к тому, что прошло мимо него.

Я понимаю, некоторые учителя могут возразить: это сколь­ко же времени займёт такая проверка тетрадей?! Немалое. Но зато в ней будет видна ваша неравнодушная рука, поддержи­вающая и ободряющая ребёнка.

 

«А ЕСЛИ ОН НЕ ХОЧЕТ?»

Считаю, что соревновательные баллы хороши для подрос­тка. Он уже врос в школьную среду, уже умеет оценивать себя среди других. И в это время отметки не так страшны. Если в начальной школе человек научен видеть ошибки и умеет их исправлять, то во втором десятилетии жизни он сможет разум­но отнестись к отметкам.

Так и слышу: «А если он не хочет?!» Или ещё хлеще: «Но он же ничего не может!» (дурак, стало быть?). Но мы же не в армии с её девизом: «Не хочешь - заставим! Не можешь - на­учим!». Хотя от второй части девиза я бы не открещивалась, а подумала бы, как к ней присоединиться. Помня при этом, что учить и оценивать ребёнка надо по его возможностям.

Главное в труде учителя - сохранить у ребёнка желание учиться. Хорошо бы так выстраивать урок и материал обуче­ния, чтобы им, нашим ученикам, хотелось встречаться с нами в классе и трудиться вместе.


Вернуться к началу документа

Вы можете сохранить статью и поделиться с друзьями:





Комментарий
elena

Ответ #2 дата : 23-08-2012, 20:38:04
Галина, рада, что материал оказался полезным для Вас. Напоминаю, беседы с нами - педагогами ведет Лидия Константиновна Филякина - известная московская учительница, педагог-исследователь, автор интереснейших методик обучения для начальной школы.
Последняя правка: Август 24, 2012, 16:27:50 пользователем elena  

Комментарий
Абрарова Галина

Ответ #1 дата : 23-08-2012, 15:48:50
Я очень внимательно прочитала вашу статью. Я учитель, впереди - 1 класс. Значить я на правильном пути.Не только сама перечитываю ваши советы, рекомендую своим коллегам в школе, и говорю об этом родителям на собрании. Спасибо.