Беседы с учителем. КАЖДЫЙ РАЗ ОДНО И ТО ЖЕ

Главная > Методические материалы > На пороге школы > Беседы с учителем. КАЖДЫЙ РАЗ ОДНО И ТО ЖЕ
Беседы с учителем. КАЖДЫЙ РАЗ ОДНО И ТО ЖЕ

Беседа восьмая (заключительная)

«СТУДЕНЧЕСКИЙ» ВОПРОС

После второго курса я решила уйти из пединститута. Этому предшествовало следующее событие. В студенчестве я много размышляла об учительской жизни и пришла к такому же вы­воду, что и Тим Собакин: учитель всю жизнь объясняет одно и то же. Вот об этом - «Не надоело ли Вам повторять из года в год одно и то же?» - я и спросила одного из наших лекторов в записке.

Прочитав её, лектор побледнел и ледяным голосом прика­зал встать написавшему. Я поднялась. А дальше, уже на пере­мене, вся группа собралась обсуждать мой поступок и выгонять меня из комсомола и из института. Я с удивлением смотрела на своих сокурсников: «О чём это они?!» Но одна вещь меня дей­ствительно встревожила: обиделся преподаватель. Я поехала к нему домой... Урок, который я извлекла, заключался в том, что нельзя обижаться ни на какие вопросы, если ты назвался учите­лем. А ответа на свой вопрос я тогда так и не получила...

А вот теперь, в словах Тима Собакина, я услышала созвуч­ную версию о жизни учительской: «Одно и то же повторяешь, ошибки одни и те же исправляешь».

НЕ ОШИБКИ, А ВЕРСИИ

Начнём с ошибок. Ошибки никогда не бывают одни и те же. Они всегда личные. Учительское дело - найти персональ­ный подход к каждой личной ошибке своего ученика. К тому же одно из основных свойств учителя (как ни странно) - учить­ся учить учащегося на его ошибках, а не на чужих. Как это потом человеку поможет!

Да и у наших новых учеников есть чему поучиться. Не вери­те?! Тогда сделайте такое задание: запишите предложение к звучанию [атвар'и]. Скорее всего, у вас сразу возникнут две грам­матические версии.

1. «Отвари сосиску! Отваришь ты её наконец или нет?»

2. «Отвори дверь! Затвор не забудь принести». Вот, пожалуй, и всё!

Но когда вы встречаетесь с детьми шести-семи лет, для ко­торых язык нечто живое, то с удивлением обнаружите ещё не один вариант.

«Давно нет писем от Вари !», «Принеси отвар и булочку», «О твари подумай, прежде чем о себе». А ещё вам, наверное, не пришло в голову такое: «А твари все уползли».

А вот и моё включение в тему разговора. «Жатва риса в полном разгаре!»

Так о каких же ошибках может идти речь? У детей нет наших ошибок. У них есть запись озвучек. Например, слово из трёх букв «ещё» можно записать четырьмя, если слышится [исчо], или даже пятью, если слышится [истчо].

ПОИСК ПАУТИНОК

Работа учителя заключается в том, чтобы соединить само­ценную культуру вновь пришедшего учиться семилетнего чело­века с общенациональной культурой письма данного народа. Здесь нет не только шаблона, но возникает азарт обучения имен­но этого конкретного ребёнка. Это поиск подходов, своего рода паутинок, за которые можно ухватиться.

Вы можете сказать: «Ну, в языке-то ещё можно найти что-то для интереса, а вот в математике - считай да считай, ошибся-пересчитывай! Скучно!» Думаете, скучно? Ну давайте изучать таблицу умножения. И возьмём самую трудную - умножение на девять.

Вот только договоримся, что дети сами будут её изучать. Как это сами? Они сядут за столики в свои компании и будут в четвёрках искать особенности этой таблички. Затем по порядку расскажут одна группа другой о своих находках. (Не поленитесь и вы, загляните в конец тетрадки по математике и порассматривайте табличку. Одному вам будет несподручно. Пригласите на этот просмотр своего сына или дочку).

Учитель-фантаст всегда на равных с детьми включается в работу. И удивляется наравне со своими подопечными, если при этом открывает для себя что-то новое. А это и немудрено: ведь он работает с детьми, а значит, с будущим!

В то же время он уже не раз встречался с будущим, это и есть его опыт. Поэтому, с другой стороны, неплохо было бы учи­телю иметь и свой «рояль в кустах». Но кто надоумит учителя так разглядывать таблицу? Всё те же милые, симпатичные и очень даже смышлёные детишки. Вот так-то!

ФЕДОТ ТОТ, ДА НЕ ТОТ

Ну а насчёт того, что учитель каждый день из года в год при­ходит в класс и повторяет одно и то же, я скажу так.

Настоящий учитель всегда на работе. Как у любого творчес­кого человека, его рабочий день не ограничен часами. И каждый день он приходит уже немножко не в тот класс, в каком был вче­ра, и следующий урок у него уже не такой, как предыдущий. По­тому что и днём, и ночью он думает о своих подопечных. Думает о том, как сделать школьное время настоящей жизнью, а не пу­стым препровождением времени. Думает о том, как сделать так, чтобы уроки не превращались для детей в оброк. И как сделать, чтобы и ему, учителю, не было бы скучно с детьми.

Включайтесь в жизнь ваших учеников, и ваша учительская жизнь станет богаче, интереснее, добрее!

Ваша Лидия Константиновна Филякина

 

Работа учителя заключается в том, чтобы соединить самоценную культуру вновь пришедшего учиться семилетнего человека с общенациональной культурой письма данного народа.


Вернуться к началу документа

Вы можете сохранить статью и поделиться с друзьями:





Комментарий
Тамара

Ответ #1 дата : 25-06-2013, 11:00:23
Я вновь вернулась в класс,но только в мыслях.Очень рада,что посчастливилось познакомиться с удивительно умеющим дарить детям радость с Лидией Константиновной.Безмерно благодарна