Беседы с учителем. АВТОРИТЕТ И АВТОРИТАРНОСТЬ

Главная > Методические материалы > На пороге школы > Беседы с учителем. АВТОРИТЕТ И АВТОРИТАРНОСТЬ

Беседа пятая

 

ОТОМСТИЛА

В первый же свой урок на педпрактике я вошла в класс, что­бы отомстить десятиклассникам, сорвавшим накануне пробный урок моей подруге. Вела я урок астрономии в наглой авторитар­ной манере, предупреждая ученика после его ответа: «Я вас ещё не сажала». За эти предупреждения отметку по педпрактике мне снизили до четвёрки.

На следующий день ко мне подошла классная руководитель­ница и спросила: «Это вы вчера давали урок астрономии?» Я сразу подумала о том, что класс (стесняюсь сказать «дети») не­взлюбил меня. Но нет. На моё: «А что?» - учительница сказала, что ребятам урок здорово понравился. Вот так-то!

Я тогда поверила: ведь и мы, обучаясь в школе, уважитель­но относились к учителям, знающим свой предмет, умеющим его преподнести, умным и даже остроумным.

Но мы, как и теперешние школьники, резко отрицательно ре­агировали на грубость, резкость и хамство по отношению к себе. Такие выходки порождают противостояние. Как аукнется, так и откликнется.

Это мне предстояло вспомнить ещё не раз...

 

НЕ РАВНЫЕ, НО РОВНЫЕ

Если ученик допускает дерзость без основания, по каким-то своим мотивам, то не лучше ли оставить её без ответной дерзо­сти? После урока легче будет в беседе выяснить причины этого всплеска эмоций.

Если я понимала, что моя шутливая фраза задела человека, я не стеснялась вслух или на ушко ребёнку сказать (без иро­нии): «Прости меня, я не хотела тебя (или вас, в зависимости от возраста) обидеть, извини за нелепую шутку». Это снимает аг­рессию, но ни в коем случае не уменьшает авторитет учителя.

Нам надо постараться установить в классе пусть не равные, но ровные, мирные отношения. Ученики знают нас лучше, чем кто-либо. Мы с ними проводим большую часть времени своей жизни. Спорные вопросы в наших отношениях возникают не­редко. Нам, учителям, нельзя от них открещиваться. Спорные вопросы будем решать сообща, без боязни и страха потерять свой авторитет.

 

С КЕМ ОСТАНЕМСЯ?

Я часто слышу от учителей: «Что же мне, терпеть их выход­ки?». Я бы ответила: «Несомненно».

Советую – а сама в молодые годы иначе действовала! Пред­ставьте: девятый класс вечерней школы, урок физики и дурац­кие вопросы про личную жизнь. Я вылетаю из класса и бегу, ну конечно же к Константину Михайловичу Хелему, нашему заме­чательному директору. Он меня утешает. Я уже готова снова идти в класс, но не тут-то было. Он говорит: «Раз ушла - жди, когда они придут за тобой с повинной. И завтра жди, и после­завтра жди. И вообще, запомни - твоё место в классе. Пусть все уйдут или ты всех выгонишь, но сама ты должна быть на своём рабочем месте».

Сегодня я, пожалуй, не согласилась бы с моим другом в том, что можно всех выгнать. С кем тогда останемся, для кого бу­дем работать? И кто для кого - мы для них или они для нас – вопрос бессмысленный. Мы нужны друг другу. Но всё-таки они нам больше нужны. Мы без них ничто!

 

ДОВЕРЕНЫ СУДЬБОЙ

Однажды ко мне пришли трое родителей. В то время я рабо­тала во втором (не своём) классе (пришлось взять детей, так как их родная учительница ушла).

В классе прибавились два новых ученика, весьма беспокой­ных. Родители (из числа прежних) встретили меня на лестнице и заявили: «Мы считаем, что Борю надо убрать!». Я переспро­сила в той же манере: «Убрать - это как? К стенке, что ли?» (я имела в виду пересадить подальше от всех). Они, перебивая друг друга, взахлёб стали говорить, как Боря обижает их де­тей. На что я сказала: «Убирать из класса кого-либо из ребят будете только вместе со мной. Они мне доверены судьбой, и любой из детей, в том числе и ваши, находятся теперь под моей защитой и охраной».

Очень сложно, когда новенькие вливаются в уже готовый кол­лектив. Непонятно, почему они агрессивны. Это вопросы и воп­росы, которые надо осмыслять, решать, но не военными действи­ями. Главное, чтобы отношения складывались уважительными.

Авторитарность поддерживать легче, чем уважительность. Именно для этого у нас имеются в наличии и дневник, и админи­страция, и родительские собрания, и даже красные чернила. Если хотите - даже стол в центре класса!

А вот для того чтобы удержать настоящий авторитет, надо быть в форме. Постоянно узнавать новое в предмете. Каждый день готовиться к встрече с детьми. Тут нас могут ждать всякие сюрпризы. Иногда лучше не упорствовать, а уйти от ответа, если он требует обдумывания.

 

ПЕРСОНАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ

Так и слышу застрявший в горле вопрос: «Что же нам теперь, хамство терпеть?!» Вопрос, конечно, интересный и крайне слож­ный. Нет на него однозначного ответа. Каждый случай требует своего персонального решения, особенно когда речь идёт о стар­шей школе.

Если в разговоре со мной девяти-десятиклассник выругает­ся матом мне в лицо, то я дам ему пощечину. Даже если после этого мне придётся уйти из школы. Видимо, хамы это сразу по­нимают, поэтому язык свой держат за зубами.

А вот в начальной школе для меня выход один - объяснять.

Однажды я вошла в класс, и один из мальчиков выкрикнул неприличное слово из трёх букв. Я сделала вид, что не услыша­ла. Но не тут-то было. Ромик: «Это я вам, Лидия Константинов­на, говорю», - и повторяет слово.

Мне пришлось объяснить, что матерные слова пришли к нам со времён монголо-татарского ига. Наших русских мальчиков татары воспитывали как своих сыновей, обучая убивать настоя­щих отцов при нападении на русские сёла. Обучали их этим сло­вам, чтобы дети оскорбляли самое дорогое - матерей и то, что связано с деторождением. Такие слова требуют своего объяс­нения, как и все другие, с которыми встречается растущий чело­век. В третьем классе я беседую с детьми (раздельно) об отли­чии мальчиков и девочек. Мы откровенно говорим о любви (не о сексе), о зарождении и появлении детей. Говорим на языке, по­нятном данному возрасту.

Итак, принимать любого - грязного, сопливого, необучаемого, неуправляемого. И - держаться, чтобы не взять грех на душу перед Богом.

 

СВОЙСТВО И ПРИОБРЕТЕНИЕ

Авторитарность - это свойство характера. Авторитет - осо­бое приобретение в общении с окружающими. Свойство обслу­живать трудно.

Авторитет легко потерять и трудно восстановить. Авторитар­ность удерживать тоже трудно. Она всегда оборачивается бой­ней. Стоишь перед классом, а на душе вечная тревога: вот от­вернусь - а они не строят ли мне рожи? Я дала задание - не списывают ли они? Я повернулась в другую сторону - не шеп­чутся ли обо мне? Уф! И так каждый день.

Давайте-ка лучше каждый день зарабатывать, заслуживать, приобретать авторитет - у учеников, у родителей, у коллег.

 

Авторитарность - это свойство характера. Авторитет - особое приобретение в обшении с окружаюшими. Свойство обслуживать трудно: это всегда оборачивается бойней.


Вернуться к началу документа

Вы можете сохранить статью и поделиться с друзьями: