Башкортостан

Башкортостан

 

История присоединения Республики Башкортостан к Российскому государству

 

          Одновременно с распадом Золотой Орды на Руси происходил процесс объединения всех русских княжеств в единое централизованное государство. На востоке оно граничило с Казанским и Астраханским ханствами, ханы которых постоянными набегами разоряли русскую землю.

          Чтобы обезопасить свои границы на востоке, захватить волжский торговый путь и земли Поволжья, царь Иван Грозный предпринимает поход против Казанского ханства. В 1552 году он завоевал Казанское ханство, а в 1556 году -Астраханское.

          Разгромив Казанское ханство, в которое входила и значительная часть Башкирии, Иван Грозный обратился к Башкирии с предложением стать его подданными. Он обещал не трогать их земли, религию и обычаи. Обещал защиту и покровительство от всех органов.

          Башкиры одобрительно встретили предложение русского царя. Для них это было спасением от разорительных междоусобных войн. Ногайские мурзы запугивали башкир тем, что русские отнимут у них имущество, уничтожат их веру и обычаи. Но они встретили решительный отпор и были изгнаны башкирами.

          После этого башкиры решили принять русское подданство. Первыми приняли подданство русскому царю башкирские племена, живущие по нижнему течению реки Белой. Это произошло в 1554 - 1555 годах. За ним последовали башкиры племени Мин. Решительным сторонником присоединения к русскому государству выступил родовой старейшина Канзафар-бий. Под его руководством были изгнаны ногайские Мурзы. Это произошло в 1555 году Минцы послали в Казань 11 биев с просьбой принять их в русское подданство. Посольства в Казань отправили также племена Юрматы, Кыпсак и др.

          В 1557 году башкирские посольства побывали уже в Москве. Они привезли туда богатые подарки царю и ясак (дань) в казну. Царь в свою очередь щедро одарил послов и дал им жалованные грамоты, которыми закреплялось их подданство русскому царю и подтверждались все его прежние обещания. По этим грамотам башкиры оставались собственниками всех земель, на которых кочевали они и их предки. За это башкиры обязаны были платить ежегодно ясак пушниной, скотом, медом и т.д.

          Восточная Башкирия присоединилась к России после завоевания Сибирского ханства в 1598 году. Добровольное присоединение Башкирии к Русскому государству имело для нее прогрессивное значение. Покончено было с господством ногайских, казанских и сибирских ханов, с бесконечными междоусобными войнам,, которые разоряли башкирские земли.

          От русских башкир приняли навыки земледелия и большинство земледельческих орудий труда. Усвоив земледелие, башкиры стали переходить к оседлому образу жизни.

          Вместе с русским народом башкирский народ боролся против гнета и насилия. В совместной борьбе с внешними врагами крепла дружба этих двух народов. Башкирский народ приобщался к более высокой русской культуре. Но, говоря о прогрессивном значении присоединения Башкирии к России, не нужно забывать, что царское правительство проводило жестокую колониальную политику по отношению к башкирам, опираясь при этом на местную знать.

 

          В 1957 г. торжественно отмечалось 400-летие добровольного присоединения Башкирии к Русскому государству. 14 июня 1957 г. состоялась закладка памятника, была установлена мраморная доска.

          Монумент Дружбы открыт 7 августа 1965 г. Тридцатипятиметровый гранитный обелиск поднялся в небо на возвышенном берегу Белой. Идея дружбы решена в виде двух вертикальных стел, скрепленных тремя монолитными кольцами-обручами из серого гранита. У основания обелиска спокойно и величаво сидят аллегорические женские фигуры - русская и башкирка. Их руки простерты, они увенчивают лавровыми венками рельеф, изображающий момент оформления принятия русского подданства прибывшим посольством башкир во главе с биями. Об этом событии напоминают слова и даты, высеченные на памятнике; "1557 - 1957", "Слава великой братской дружбе русского и башкирского народов".

 

Уфа. Монумент Дружбы



          Помимо рельефа с изображением акта принятия подданства, на четырехгранном основании обелиска установлены еще три. Центральный рельеф, обращенный в сторону города, изображает радость трудовой победы. Крепкое рукопожатие русского и башкирского рабочих - смысловой и композиционный центр рельефа. Рядом находящиеся фигуры помогают раскрытию смысла происходящего события, образно показывают строительство, сельское хозяйство, промышленность. Близки к этому рельефу и два других, расположенных по боковым сторонам основания на темы науки и культуры. На рельефах изображено около сорока фигур, отлитых из бронзы. Это позволило обогатить рельефы игрой на соотношении цвета бронзы и синего гранита. К подножью памятника от реки Белой ведет лестница в сто ступеней из гранита.


          Авторы - скульпторы Бабурин М. Ф., Левицкая Г. П., архитекторы Кутырев Е. И., Гаврилов Г. И.

 


Вернуться к началу документа

Вы можете сохранить статью и поделиться с друзьями:





Комментарий
Артем Буровик

Ответ #2 дата : 21-10-2013, 00:32:08
Интересная статья, спасибо.
Только вот множество фактов из историографии, скрываемых от нас доныне, в корне противоречат как сей «истории завоевания Казанского, Астраханского, Сибирского и др. ханств агрессивным Московским русским государством», так и вообще курсу истории Романовых «о вековечной вражде русских и татар».
Надо сказать, много мифов курса офиц.истории, доставшегося нам от романовых-западников, уже развеяно, и выяснено, для чего и кто их сочиняли.
Например, как совершенно верно заметил независимый историк-тюрколог Мурад Аджи, “Иван Грозный не брал Казань — спокойно, спокойно, это так, — он был для этого слишком слаб и беспомощен, более того, у него не было войска!
Но полностью сказания о «завоевании русским государством полудиких татарских ханств при помощи Запада» обоснованно и аргументированно опровергнуты в книгах другого независимого историка, Г. Еникеева: “По следам черной легенды” и “Великая Орда: друзья, враги и наследники”, а также в книге «Наследие татар».
Так что западники лишились, наряду с черной легендой «о татарском нашествии и иге», основного мифа официстории, сочиненного для противопоставления татар народам-землякам, и который изображал татар “врагами мирных народов России, почти полностью уничтоженными войсками русского царя Ивана Грозного”. Ведь «Казанская история» («Казанский летописец»), и все то, что было сочинено в XVIII-XVIII вв. в продолжение ее — это политический миф, сочиненный и «раскрученный» романовскими (прозападными) историками-идеологами, попами и муллами для узаконения их власти и «морального подавления» и противопоставления друг другу Ордынцев (татар, русских и прочих Земляков), сопротивлявшихся колонизации их Родины — Московии и великой Татарии.

Комментарий
Эльвира Раисовна Мурзабаева

Ответ #1 дата : 09-08-2010, 17:31:35
Интересный урок. Молодцы!