Подготовка к составлению текста по теме: «При солнышке тепло, а при матери добро»

Главная » Уроки » Уроки русского языка и развития речи » Подготовка к составлению текста по теме: «При солнышке тепло, а при матери добро»


 

 

Урок развития речи во 2 классе с изучением концепта, обозначенного в русском языке словом «Мама» по теме:

 

Подготовка к составлению текста по теме:

«При солнышке тепло, а при матери добро»

 


Цель  урока: Показать особое значение Матери в духовной жизни человека; знакомство со словом мама в языковой картине мира народов России, в литературе  как подготовка к восприятию концепта семья.

 

Задачи: учить умению общаться; пробуждать у детей интерес к познанию родного языка; развивать устную и письменную речь учащихся, чувство слова, расширить тематический словарь, речевое творчество детей; формировать навыки владения речевой нормой при составлении текста прививать любовь к русскому языку, как средству самовыражения; повторить тему «Словообразование», актуализировать знания учащихся в области морфологии; воспитывать уважительное отношение к Матери, патриотические чувства. 

 

Оборудование: презентация Microsoft Power Point к уроку, компьютер, проектор мультимедиа, экран; толковые словари С.И. Ожегова и В.И. Даля, задания для работы в группах: ватман, цветная бумага, фломастеры, карточки с индивидуальными заданиями; карточки-помощницы; тексты, словарики для записи слов.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

Ученики входят в класс под музыку детской песенки «Мамочка моя милая».

 

II. Постановка темы и целей урока. (Колыбельная В.А. Моцарта)

Учитель читает отрывок рассказа Юрия Иосифовича Коваля. 

«Закрой глаза, прислушайся, и ты услышишь голос. Он живет в самом тебе, такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим голосом. Даже если станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки.

Ты еще не умел ходить, а мама понимала тебя без слов, угадывала, что ты хочешь, что у тебя болит. Когда ты еще не умел ходить, мама носила тебя на руках. Мама научила тебя говорить, ходить, прочла тебе первую книжку.

Мама всегда была рядом с тобой. И всё, что ты видел, всё, что окружало тебя, как бы начиналось с мамы».

Учитель. Ребята, как вы думаете, что хотел выразить писатель в этом рассказе? За что благодарит свою Маму Юрий Коваль?

Ученики называют слова-символы, своего рода ассоциации.

Учитель. За что вы любите свою Маму?

Ученик. Мама - самый светлый, самый лучший и дорогой для каждого из нас человек, который подарил нам жизнь.

Ученик. В трудную минуту мы всегда зовем на помощь Маму.

Ученик. Она раньше всех встает, позже всех ложится.

Ученик. Мама заботится о нас, радуется и горюет вместе с нами.

Учитель. Сегодняшний урок, вы уже догадались, мы посвятим разговору о …

Ученики. О Маме.

Учитель. Запишите слово «Мама» с красной строки с большой буквы.

Учитель. Мы будем готовиться к составлению текста о Маме. А интересный материал предлагаю отобрать в газету или альбом, в котором вы расскажете, как любите свою Маму.

 

III. Знакомство с новым материалом. Этимология слова.

Учитель. Младенец старательно складывает по слогам «ма-ма», и, почувствовав свою удачу, смеется, счастливый. МАМА… Вслушайтесь, как гордо звучит это слово!

Дагестанский поэт Расул Гамзатов писал:

По-русски мама, по-грузински нана,

А по-аварски - ласково баба.

Как же на других языках звучит слово «мама»?

В английском языке mother, mama.

Французское maman. Итальянское mamma, румынское mama и испанское mamá.

В голландском языке mama.

В латыни, к которой восходят эти языки, существовало слово mater.

Учитель. Какой вывод можно сделать?

Ученики. Во всех языках слово мама звучит похоже и имеет общий слог «МА».

Учитель. В европейских языках, слово мама имеет одинаковое происхождение от детского «ма».

Учитель. Переведите на башкирский язык слово «Мама».

Ученики переводят.

Учитель. По-татарски «мама»?

Ученики. ана.

 

IV. Толкование слова.

Учитель. Обратимся к толковому словарю Сергея Ивановича Ожегова.

Подготовленный ученик зачитывает статью из словаря.

Мать —

                   1. Женщина по отношению к её детям.
                   2. В просторечии Уважительное обращение к пожилой женщине или жене.
        Раньше использовались слова: матушка, маманя, мамаша, уменьшительно ласкательное – маманюшка, мамашенька и мамашечка.

Учитель.Что пишет Владимир Иванович Даль (русский писатель, собиратель русского народного фольклора, создатель толкового словаря) о слове «мама»:

Ученики находят слова в словаре В.И. Даля.

        Мать, мати, матерь, родительница, мама. Мать, в ласкательном виде, переиначено в разных местностях на разные лады: матушка, мамочка, мама, мамонька, маменька, родительница, мать родная. Матушкою чествуют попадью, и всякую женщину в летах.

        Мамин, например, голос,  В.И. Даль называл маменькин, мамочкин, мамунин, мамусин, материн.

        Ласковое обращение к маме: мамочка милая моя, голубушка, сударыня; мамуня, мамуся, мамусь.

 

V. Работа над словом.

Учитель. Назовите родственные слова к слову «Мама».

Продолжите запись. Допишите однокоренные слова, называющие ласково маму. Назовите, какие слова выписали.

Дети называют варианты.

Учитель. Найдите корень в этих словах (мам- или мат-).

Учитель. Разберите по составу слова матушка, мамочка, маменька. Что вы заметили?

Ученики. Одинаковый корень, одинаковое окончание, суффиксы, придающие уменьшительно-ласкательное значение.

Учитель. Выберите слова – синонимы, называющие Маму.

Ученики. Родительница, голубушка, сударыня.

Учитель. Запишите то, которое больше понравилось.

А как вы ласково называете свою Маму?

Ответы учеников.

 

VI. Жизнь слова в фольклоре.

Учитель. Это бережное, нежное отношение к Матери, народ передавал из уст в уста, из поколения в поколение в пословицах и поговорках.

Вы подбирали разные пословицы. Пожалуйста, прочтите те, в которых Мать защищает, оберегает.

  • Материнская молитва со дна моря достаёт.
  • Без матки пропадут и детки.
  • Слепой щенок и тот к матери ползёт.
  • Материнское слово мимо не молвится.

Учитель. Мама заботится обо всех в семье, старается создать уют, подарить всем внимание, заботу, тепло. Найдите подтверждение в пословицах.

  • С матерью жить – ни скуки, ни горя не знать.
  • От солнышка тепло, от матушки добро.
  • Матушкин гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает.
  • Без матушки родной и цветы не цветно цветут.
  • Лучше матушки друга не сыщешь.
  • Нет милее дружка, чем родная матушка.
  • Родных много, а мать роднее всего.
  • Материнская ласка конца не имеет.
  • Всякой матери свое дитё мило.
  • Птица рада весне, а дитя - матери.
  • Ближе матери друга нет.
  • Сердце матери лучше солнца греет.
  • С матерью жить – ни скуки, ни горя не знать.
  • Мать всякому делу голова.
  • У детины заболит пальчик, а у матери сердце.
  • Материнская ласка конца не имеет.

Учитель. Из предложенных выберите ту пословицу, которую бы вам хотелось использовать в своем тексте.

  • Лучше матушки друга не сыщешь.
  • Нет милее дружка, чем родная матушка.
  • Материнская ласка конца не имеет.
  • Ближе матери друга нет.
  • Сердце матери лучше солнца греет.

Учитель. Запишите предложение, решив орфографические задачи.

                            (От) солнышка т..пло, (от) матушки д..бро.

Какая из пословиц могла бы стать заглавием вашего текста?

Учитель. В народной песне есть такие слова:

Солнышко да матушка

Именами разные,

А делами равные:

Красно солнышко греет,

Матушка жалеет.

Учитель. Почему народ соединяет слова «солнце» и «Мама» в пословицах и песнях?

(На Руси слово жалеет означало любит).

Ответы детей.

Учитель. Какие же качества Матери подчёркивает народ в пословицах?

Действительно, Мама, как солнце окружает нас  теплом, заботой и сочувствием, добротой, поддерживает. Пословицы говорят о волшебной силе материнского слова, о мудрости.

 

VII. Физкультминутка.

Под песенку «Пусть всегда будет солнце».

 

VIII. Работа над составлением предложений.

Учитель. Предлагаю вам слова, из которых нужно составить предложение.

Мама, слово, на, самое, земле.

Запись предложения.

Учитель. Это предложение может быть началом вашего текста.

Учитель. Ребята, вам нужно объяснить, почему слово Мама – самое прекрасное (важное, теплое) слово?

Хочу привести вам текст Зои Воскресенской.

Она писала: «Мама! Самое прекрасное слово на земле - мама! Это первое слово, которое произносит человек, и оно звучит на всех языках мира одинаково нежно. У мамы самые добрые и ласковые руки, они всё умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце. В нём никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остаётся равнодушным».

Учитель. Работа в группах. Составьте 2-3 предложения о Маме.

Ученики. Потому, что Мама подарила нам жизнь, она самая хорошая и трудолюбивая.

Звучат маленькие рассказики детей, предложения.

  • От маминой любви становится уютно и тепло.
  • Не причиняйте боль своим мамам, не заставляйте их плакать!
  • В слове «Мама» - доброта и тепло. Каждая мама любит своего ребёнка и гордится им. Когда ему плохо, грустит и тревожится.
  • У Мамы самые добрые и ласковые руки. Они всё умеют.
  • Я люблю Маму за то, что она есть. За то, что когда я просыпаюсь, она улыбается мне и нежно целует. Мне ничего не страшно, когда Мама рядом.

Учитель. Прекрасные строки!

 

IX. Анализ художественного текста.

Рассказ учителя. Матушка Льва Николаевича отличалась душевной чистотой, набожностью, лучистыми глазами, была некрасива, но как ангел. Она описана в «Детстве», с той разницей, что реальная матушка Мария Николаевна умерла, когда Льву было полтора года - он впоследствии много слышал о ней.

Учитель. Предлагаю обратиться  строкам повести Л. Н. Толстого «Детство». У каждого из вас есть текст на парте. Подчеркните слова, выражения, в которых подчеркивается любовь писателя к своей матушке.

Учитель читает текст.

Матушка сидела в гостиной и разливала чай; одной рукой она придерживала чайник, другою — кран самовара, из которого вода текла через верх чайника на поднос. Но хотя она смотрела пристально, она не замечала этого, не замечала и того, что мы вошли.

Так много возникает воспоминаний прошедшего, когда стараешься воскресить в воображении черты любимого существа, что сквозь эти воспоминания, как сквозь слезы, смутно видишь их. Это слезы воображения. Когда я стараюсь вспомнить матушку такою, какою она была в это время, мне представляются только ее карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка на шее, немного ниже того места, где вьются маленькие волосики, шитый белый воротничок, нежная сухая рука, которая так часто меня ласкала и которую я так часто целовал.

 

X. Познакомьтесь с моей мамой (рассказ о своих мамах), мамин характер, глаза, руки.

Ученица нарисовала красивый портрет своей мамы, она будет рассказывать о своем рисунке. Один из учеников читает текст, подготовленный дома.

 

XI. Работа над развитием речи.

Учитель. Мама…

Мамино слово - …  Какое оно? На что-то похоже? Подберите красивые сравнения.

Ученики. Что ручеек журчит, как капель с крыши, как шепот листвы, как птичье пение, сладкое и приятное, нежное ласковое, порой и строгое, греет как солнечный лучик, утешит и обережет от всех бед, дороже всех подарков!

XII. Ассоциациирование слова мама со словом Родина.

Учитель. Мама у каждого из нас одна. В пословице говорится: «Одна у человека мать, одна у него и Родина». С этой пословицей мы встречались, когда изучали произведение К.Д. Ушинского «Наше Отечество». Предлагаю ещё раз вернуться и зачитать отрывки из него.

К.Д. Ушинский

НАШЕ ОТЕЧЕСТВО

     Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила нас своими водами, выучила нас своему языку; как мать, она защищает и бережёт нас от всяких врагов.

     Велика наша Россия – мать-свято-русская земля!

     Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.

 

Учитель. Почему мы зовём Россию родиной?   Матерью?

Учитель. Родина, Россия, Мать – это неразделимое целое, источник силы души каждого человека. Все самые дорогие святыни названы и озарены именем Матери.

 

Одним из лучших образов живописи является икона «Владимирская Богоматерь». Младенец нежно прижимается личиком к материнской щеке и обвивает рукой ее шею. Детские глаза устремлены к Матери, они словно ищут у нее защиты. На ее строгом лице затаились тревога и печаль.

«Спасибо, Мать-кормилица!», – произносит благодарно хлебороб.  За что?

Щедрость Матери-природы воспевают в своих картинах художники. Что хотел показать на своем полотне Валерий Рыбаков?

Мать подарила жизнь каждому из нас и готова сберечь, защитить своё дитя в минуту опасности.

Музыка.

Июнь 1941 года. Сколько пережили матери, проводивших своих сыновей на войну!

По-русски мама, по-грузински нана,

А по-аварски - ласково баба.

Из тысяч слов земли и океана

У этого - особая судьба.

Став первым словом в год наш колыбельный,

Оно порой входило в дымный круг

И на устах солдата в час смертельный

Последним зовом становилось вдруг.

Солдат, смертельно раненный в бою, шепчет: «За Родину-мать!».

«Родина-Мать зовёт!» — знаменитый плакат времён Великой Отечественной войны, созданный художником Ираклием Тоидзе в конце июня 1941 года. Это собирательного образа Матери, призывающей на помощь своих сыновей.

Известными и крупнейшими воплощениями образа Родины-Матери стали — статуя «Родина-Мать зовёт!» на Мамаевом Кургане в Волгограде, небольшая статуя «Родина-Мать» установлена на Пискарёвском мемориальном кладбище в Санкт-Петербурге.

Предлагаю вам посмотреть репродукцию картины Бориса Неменского «Мать».

Эта картина не может оставить равнодушным. В ней тоска по дому, тихая нежность к Матери и сыновьям, разлученным войной. Мотив не сложен: спящие на полу в крестьянской избе бойцы. Это картина о простой русской женщине, встретившей солдат. Женщина по-матерински заботливо укрыла теплым платком юного солдата, чужого сына в надежде, что кто-то позаботиться о ее. Эта картина – великая благодарность к простым русским женщинам, согревшим солдат материнской лаской, женщинам, чье горе и чьи заслуги перед Родиной не могут быть ни измерены, ни вознаграждены.

Победный 1945-й! Война закончилась. Всеобщие ликование и радость от долгожданной Победы часто сопровождалось слезами. Это были слезы радости и горя. Столько людей погибло на этой войне! Не каждая Мать дождалась своего сына домой! Слёзы Матерей – это потеря близких, детей. Это война…

Но, к сожалению, и в мирное время наши Мамы плачут! Что мы можем сделать, чтобы наши Мамы не плакали и не огорчались?

Учитель. Мы подарим Мамам целую поляну цветов. На каждом цветочке запишите 2-3 слова, какие качества присущи вашей  Маме. Моя Мама какая? Расскажите всем.

Я дарю Маме слово …

Ребята зачитывают слова и крепят цветы на доску.

 

XIII. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Учитель. Ребята, спасибо вам за урок! Дома вы составите текст, в котором расскажете, как любите Маму, какая она необыкновенная, красивая и ласковая.  Пусть ваши слова будут искренними, теплыми. А наградой за красивый текст станет улыбка вашей Мамы!

Ученик.

Мы маме так редко приносим букеты,

Но каждый так часто ее огорчает —

А добрая мама прощает все это,

Красивая мама все это прощает.

Под грузом забот не сгибаясь,

Она выполняет свой долг терпеливо —

Красива по-своему каждая мама —

Любовью своей материнской красива.

С. Богомазов

Скачать презентацию [6.44Mb, ppt]


Вернуться к началу документа

Вы можете сохранить статью и поделиться с друзьями:




Комментарий
Мокиенко Елена Александровна

Ответ #3 дата : 22-11-2012, 07:03:19
Спасибо за красивый урок.Но концовку я бы сократила.Всего наилучшего.Новых творческих успехов!

Комментарий
азрет

Ответ #2 дата : 29-02-2012, 22:57:03
амечательный урок,просто суппер

Комментарий
елена

Ответ #1 дата : 28-02-2012, 21:42:07
замечательный урок, Вы просто умница!!!!!

Написать комментарий

  • Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 
MySQL: 0.0021 s, 13 запр., PHP: 0.0342 s, total: 0.0363 s - cache